ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ВИДУ СПОРТА "КАРАТЭ"
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ВИДУ СПОРТА "КАРАТЭ"
I. Общие положения
1. Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки по виду спорта "каратэ" (далее - Программа) предназначена для организации образовательной деятельности по спортивной подготовке по каратэ с учетом совокупности минимальных требований к спортивной подготовке, определенных федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта "каратэ", утвержденным приказом Минспорта России от 30 ноября 2022 г. N 1093 <1> (далее - ФССП).
2. Целью Программы является достижение спортивных результатов на основе соблюдения спортивных и педагогических принципов в учебно-тренировочном процессе в условиях многолетнего, круглогодичного и поэтапного процесса спортивной подготовки.
II. Характеристика дополнительной образовательной программы спортивной подготовки
3. Сроки реализации этапов спортивной подготовки и возрастные границы лиц, проходящих спортивную подготовку, по отдельным этапам, количество лиц, проходящих спортивную подготовку в группах на этапах спортивной подготовки
Этапы спортивной подготовки |
Срок реализации этапов спортивной подготовки |
Возрастные границы лиц, проходящих спортивную подготовку (лет) |
Наполняемость (человек) |
Для спортивных дисциплин "весовая категория", "командные соревнования" |
|||
Этап начальной подготовки |
2 |
10 |
12-20 |
Учебно- тренировочный этап (этап спортивной специализации) |
4 |
12 |
8-16 |
Этап совершенствования спортивного мастерства |
не ограничивается |
14 |
4-8 |
Этап высшего спортивного мастерства |
не ограничивается |
16 |
1-4 |
4. Объем Программы
Этапный норматив |
Этапы и годы спортивной подготовки |
|||||
Этап начальной подготовки |
Учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации) |
Этап совершенствования спортивного мастерства |
Этап высшего спортивного мастерства |
|||
До года |
Свыше года |
До трех лет |
Свыше трех лет |
|||
Для спортивных дисциплин "весовая категория", "командные соревнования" |
||||||
Количество часов в неделю |
4,5 |
6 |
12 |
14 |
20 |
24 |
Общее количество часов в год |
234 |
312 |
624 |
728 |
1040 |
1248 |
5. Виды (формы) обучения, применяющиеся при реализации дополнительной образовательной программы спортивной подготовки:
- Учебно-тренировочные занятия с группой, сформированной с учетом избранного вида спорта, возрастных и гендерных особенностей занимающихся. - Учебно-индивидуальные тренировочные занятия, проводимые согласно тренировочным планам с одним или несколькими занимающимися, объединенными для подготовки к выступлениям на спортивных соревнованиях в пару, группу.
- Самостоятельная работа занимающихся по индивидуальным планам. - Тестирование, промежуточные и итоговые, аттестация обучающихся (для прохождения обучения по дополнительным программам спортивной подготовки) - Работа по индивидуальным планам спортивной подготовки в обязательном порядке осуществляется на этапах СС и ВСМ.
Учебно-тренировочные мероприятия
N п/п |
Виды учебнотренировочных мероприятий |
Предельная продолжительность учебно-тренировочных мероприятий по этапам спортивной подготовки (количество суток) (без учета времени следования к месту проведения учебно-тренировочных мероприятий и обратно) |
|||
Этап начальной подготовки |
Учебно- тренировочный этап (этап спортивной специализации) |
Этап совершенствования спортивного мастерства |
Этап высшего спортивного мастерства |
||
1. Учебно-тренировочные мероприятия по подготовке к спортивным соревнованиям |
|||||
1.1. |
Учебнотренировочные мероприятия по подготовке к международным спортивным соревнованиям |
- |
- |
21 |
21 |
1.2. |
Учебнотренировочные |
- |
14 |
18 |
21 |
|
мероприятия по подготовке к чемпионатам России, кубкам России, первенствам России |
|
|
|
|
1.3. |
Учебнотренировочные мероприятия по подготовке к другим всероссийским спортивным соревнованиям |
- |
14 |
18 |
18 |
1.4. |
Учебнотренировочные мероприятия по подготовке к официальным спортивным соревнованиям субъекта Российской Федерации |
- |
14 |
14 |
14 |
2. Специальные учебно-тренировочные мероприятия |
|
||||
2.1. |
Учебнотренировочные мероприятия по общей и (или) специальной физической подготовке |
- |
14 |
18 |
18 |
2.2. |
Восстановительные мероприятия |
- |
- |
До 10 суток |
|
2.3. |
Мероприятия для комплексного медицинского обследования |
- |
- |
До 3 суток, но не более 2 раз в год |
|
2.4. |
Учебнотренировочные мероприятия в каникулярный период |
До 21 суток подряд и не более двух учебно-тренировочных мероприятий в год |
- |
- |
|
2.5. |
Просмотровые учебнотренировочные мероприятия |
- |
|
До 60 суток |
Объем соревновательной деятельности
Виды спортивных соревнований |
Этапы и годы спортивной подготовки |
|||||
Этап начальной подготовки |
Учебно- тренировочный этап (этап спортивной специализации) |
Этап совершенствован ия спортивного мастерства |
Этап высшего спортивного мастерства |
|||
До года |
Свыше года |
До трех лет |
Свыше трех лет |
|||
Для спортивных дисциплин "весовая категория", "командные соревнования" |
||||||
Контрольные |
- |
1 |
2 |
4 |
4 |
4 |
Отборочные |
- |
- |
1 |
2 |
2 |
2 |
Основные |
- |
- |
1 |
2 |
2 |
2 |
6. Годовой учебно-тренировочный план
К иным условиям реализации дополнительной образовательной программы спортивной подготовки относятся трудоемкость дополнительной образовательной программы спортивной подготовки (объемы времени на ее реализацию) с обеспечением непрерывности учебно-тренировочного процесса, а также порядок и сроки формирования учебно-тренировочных групп.
6.1. Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки рассчитывается на 52 недели в год.
Учебно-тренировочный процесс в организации, реализующей дополнительную образовательную программу спортивной подготовки, должен вестись в соответствии с годовым учебно-тренировочным планом (включая период самостоятельной подготовки по индивидуальным планам спортивной подготовки для обеспечения непрерывности учебно-тренировочного процесса).
При включении в учебно-тренировочный процесс самостоятельной подготовки ее продолжительность составляет не менее 10% и не более 20% от общего количества часов, предусмотренных годовым учебно-тренировочным планом организации, реализующей дополнительную образовательную программу спортивной подготовки.
6.2. Продолжительность одного учебно-тренировочного занятия при реализации дополнительной образовательной программы спортивной подготовки устанавливается в часах и не должна превышать:
на этапе начальной подготовки - двух часов;
на учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) - трех часов; на этапе совершенствования спортивного мастерства - четырех часов; на этапе высшего спортивного мастерства - четырех часов.
При проведении более одного учебно-тренировочного занятия в один день суммарная продолжительность занятий не должна составлять более восьми часов.
В часовой объем учебно-тренировочного занятия входят теоретические, практические, восстановительные, медико-биологические мероприятия, инструкторская и судейская практика.
6.3. Работа по индивидуальным планам спортивной подготовки может осуществляться на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства, а также на всех этапах спортивной подготовки в период проведения учебно-тренировочных мероприятий и участия в спортивных соревнованиях.
Годовой учебно-тренировочный план
N п/п |
Виды спортивной подготовки и иные мероприятия |
Этапы и годы спортивной подготовки |
|||||
Этап начальной подготовки |
Учебно- тренировочный этап (этап спортивной специализации) |
Этап совершенствования спортивного мастерства |
Этап высшего спортивного мастерства |
||||
До года |
Свыше года |
До трех лет |
Свыше трех лет |
||||
Для спортивных дисциплин "весовая категория", "командные соревнования" |
|||||||
1. |
Общая физическая подготовка (%) |
94 |
109 |
145 |
146 |
168 |
125 |
2. |
Специальная физическая подготовка (%) |
- |
20 |
42 |
109 |
188 |
212 |
3. |
Интегральная подготовка (%) |
|
10 |
73 |
108 |
209 |
337 |
4. |
Техническая подготовка (%) |
77 |
90 |
125 |
124 |
146 |
125 |
5. |
Тактическая, теоретическая, психологическая подготовка (%) |
60 |
56 |
104 |
175 |
230 |
300 |
6. |
Инструкторская и судейская практика (%) |
- |
- |
10 |
22 |
31 |
25 |
7. |
Медицинские, медикобиологические, восстановительные мероприятия, тестирование и контроль (%) |
3 |
6 |
16 |
29 |
42 |
87 |
8. |
Участие в спортивных соревнованиях (%) |
- |
- |
5 |
15 |
31 |
37 |
7. Календарный план воспитательной работы
N п/п |
Направление работы |
Мероприятия |
Сроки проведения |
1. |
Профориентационная деятельность |
|
|
1.1. |
Судейская практика |
Участие в спортивных соревнованиях различного уровня, в рамках которых предусмотрено: - практическое и теоретическое изучение и применение правил вида спорта и терминологии, принятой в виде спорта; - приобретение навыков судейства и проведения спортивных соревнований в качестве помощника спортивного судьи и (или) помощника секретаря спортивных соревнований; - приобретение навыков самостоятельного судейства спортивных соревнований; - формирование уважительного отношения к решениям спортивных судей; - ... |
В течение года |
1.2. |
Инструкторская практика |
Учебно-тренировочные занятия, в рамках которых предусмотрено: - освоение навыков организации и проведения учебно- |
В течение года |
|
|
тренировочных занятий в качестве помощника тренерапреподавателя, инструктора; - составление конспекта учебно-тренировочного занятия в соответствии с поставленной задачей; - формирование навыков наставничества; - формирование сознательного отношения к учебнотренировочному и соревновательному процессам; - формирование склонности к педагогической работе; |
|
|
2. |
Здоровьесбережение |
|
||
2.1. |
Организация и проведение мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни |
Дни здоровья и спорта, в рамках которых предусмотрено: - формирование знаний и умений в проведении дней здоровья и спорта, спортивных фестивалей (написание положений, требований, регламентов к организации и проведению мероприятий, ведение протоколов); - подготовка пропагандистских акций по формированию здорового образа жизни средствами различных видов спорта; |
В течение года |
|
2.2. |
Режим питания и отдыха |
Практическая деятельность и восстановительные процессы обучающихся: - формирование навыков правильного режима дня с учетом спортивного режима (продолжительности учебнотренировочного процесса, периодов сна, отдыха, восстановительных мероприятий после тренировки, оптимальное питание, профилактика переутомления и травм, поддержка физических кондиций, знание способов закаливания и укрепления иммунитета); |
В течение года |
|
3. |
Патриотическое воспитание обучающихся |
|
||
3.1. |
Теоретическая подготовка (воспитание патриотизма, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн), готовность к служению Отечеству, его защите на примере роли, традиций и развития вида спорта в современном обществе, легендарных спортсменов в Российской Федерации, в регионе, культура поведения болельщиков и спортсменов на соревнованиях) |
Беседы, встречи, диспуты, другие мероприятия с приглашением именитых спортсменов, тренеров и ветеранов спорта с обучающимися и иные мероприятия, определяемые организацией, реализующей дополнительную образовательную программу спортивной подготовки |
В течение года |
|
3.2. |
Практическая подготовка (участие в физкультурных мероприятиях и спортивных соревнованиях и иных мероприятиях) |
Участие в: - физкультурных и спортивно-массовых мероприятиях, спортивных соревнованиях, в том числе в парадах, церемониях открытия (закрытия), награждения на указанных мероприятиях; - тематических физкультурноспортивных праздниках, организуемых в том числе организацией, реализующей. дополнительные образовательные программы спортивной подготовки; |
В течение года |
|
4. |
Развитие творческого мышления |
|
||
4.1. |
Практическая подготовка |
Семинары, мастер-классы, |
В течение |
|
|
(формирование умений и навыков, способствующих достижению спортивных результатов) |
показательные выступления для обучающихся, направленные на: - формирование умений и навыков, способствующих достижению спортивных результатов; - развитие навыков юных спортсменов и их мотивации к формированию культуры спортивного поведения, воспитания толерантности и взаимоуважения; - правомерное поведение болельщиков; - расширение общего кругозора юных спортсменов; |
года |
|
5. |
Другое направление работы, определяемое организацией, реализующей дополнительные образовательные программы спортивной подготовки |
.. |
... |
|
8. План мероприятий, направленный на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним
Этап спортивной подготовки |
Содержание мероприятия и его форма |
Сроки проведения |
Рекомендации по проведению мероприятий |
Этап начальной подготовки |
Беседы тренеров с спортсменами. Прослушивание лекций в он – лайн формате на платформе Русада. |
В течении года. Прослушивание он – лайн лекций до 30 декабря текущего года |
Активное использование современных информационных ресурсов и IT технологий |
Учебнотренировочный этап (этап спортивной специализации) |
Беседы тренеров с спортсменами. Прослушивание лекций в он – лайн формате на платформе Русада. Получение сертификатов Русады спортсменам принимающим участие в официальных спортивных мероприятиях. ... |
Прослушивание он лайн лекций до 30 декабря текущего года |
Активное использование современных информационных ресурсов и IT технологий |
Этапы совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства |
Прослушивание лекций в он – лайн формате на платформе Русада. Получение сертификатов Русады спортсменам принимающим участие в официальных спортивных мероприятиях. |
Прослушивание он лайн лекций до 30 декабря текущего года. Просмотр видео материалов из интернет – копилки ГБУ РД СШ «Халимбекаул» ... |
Активное использование современных информационных ресурсов и IT технологий |
9. Планы инструкторской и судейской практики
N п/п |
Виды спортивной подготовки и иные мероприятия |
Этапы и годы спортивной подготовки |
|
||||
Этап начальной подготовки |
Учебно- тренировочный этап (этап спортивной специализации) |
Этап совершенствования спортивного мастерства |
Этап высшего спортивного мастерства |
||||
До года |
Свыше года |
До трех лет |
Свыше трех лет |
||||
Для спортивных дисциплин "весовая категория", "командные соревнования" |
|
||||||
1. |
Инструкторская и судейская практика (%) |
- |
- |
10 |
22 |
31 |
25 |
10. Планы медицинских, медико-биологических мероприятий и применения восстановительных средств
N п/п |
Виды спортивной подготовки и иные мероприятия |
Этапы и годы спортивной подготовки |
|
||||
Этап начальной подготовки |
Учебно- тренировочный этап (этап спортивной специализации) |
Этап совершенствования спортивного мастерства |
Этап высшего спортивного мастерства |
||||
До Свыше года года |
До трех Свыше лет трех лет |
||||||
Для спортивных дисциплин "весовая категория", "командные соревнования" |
|
||||||
1. |
Медицинские, медикобиологические, восстановительные мероприятия, тестирование и контроль (%) |
3 |
6 |
16 |
29 |
42 |
87 |
III. Система контроля
11. По итогам освоения Программы применительно к этапам спортивной подготовки лицу, проходящему спортивную подготовку (далее - обучающийся), необходимо выполнить следующие требования к результатам прохождения Программы, в том числе, к участию в спортивных соревнованиях:
11.1. На этапе начальной подготовки:
изучить основы безопасного поведения при занятиях спортом; повысить уровень физической подготовленности; овладеть основами техники вида спорта "каратэ"; получить общие знания об антидопинговых правилах; соблюдать антидопинговые правила;
ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы ОФП и СФП для зачисления и перевода на этап начальной подготовки по каратэ.
11.2. На учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации): повышать уровень физической, технической, тактической, теоретической и
психологической подготовленности; изучить правила безопасности при занятиях видом спорта "каратэ" и успешно применять их в ходе проведения учебно-тренировочных занятий и участия в спортивных соревнованиях;
соблюдать режим учебно-тренировочных занятий; изучить основные методы саморегуляции и самоконтроля;
овладеть общими теоретическими знаниями о правилах вида спорта
"каратэ";
изучить антидопинговые правила;
соблюдать антидопинговые правила и не иметь их нарушений; ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы ОФП и СФП для зачисления и перевода на учебно – тренировочные этапы по каратэ; принимать участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже уровня спортивных соревнований муниципального образования на первом, втором и третьем году; принимать участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже уровня спортивных соревнований субъекта Российской Федерации, начиная с четвертого года; получить уровень спортивной квалификации спортивные разряды на учебно –
тренировочном этапе до 3-х лет обучения – «третий юношеский спортивный разряд»,
«второй юношеский спортивный разряд», «первый юношеский спортивный разряд» получить уровень спортивной квалификации спортивные разряды на учебно –
тренировочном этапе свыше 3-х лет обучения спортивные разряды – «третий спортивный разряд», «второй спортивный разряд», «первый спортивный разряд» получить уровень спортивной квалификации кандидат в мастера спорта, сдать нормативы ОФП и СФП для зачисления и перевода на этапах спортивного совершенствования по каратэ.
11.3. На этапе совершенствования спортивного мастерства:
повышать уровень физической, технической, тактической, теоретической и психологической подготовленности;
соблюдать режим учебно-тренировочных занятий (включая самостоятельную подготовку), спортивных мероприятий, восстановления и питания; приобрести знания и навыки оказания первой доврачебной помощи; овладеть теоретическими знаниями о правилах вида спорта "каратэ"; выполнить план индивидуальной подготовки; закрепить и углубить знания антидопинговых правил; соблюдать антидопинговые правила и не иметь их нарушений;
ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания) по видам спортивной подготовки;
демонстрировать высокие спортивные результаты в официальных спортивных соревнованиях;
показывать результаты, соответствующие присвоению спортивного разряда
"кандидат в мастера спорта" не реже одного раза в два года;
принимать участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже уровня межрегиональных спортивных соревнований;
получить уровень спортивной квалификации ОФП и СФП для перевода на этап
высшего спортивного мастерства по каратэ.
11.4. На этапе высшего спортивного мастерства: совершенствовать уровень общей физической и специальной физической, технической, тактической, теоретической и психологической подготовленности; соблюдать режим учебно-тренировочных занятий (включая самостоятельную подготовку), спортивных мероприятий, восстановления и питания; выполнить план индивидуальной подготовки;
знать и соблюдать антидопинговые правила, не иметь нарушений таких правил;
ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания) по видам спортивной подготовки;
принимать участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже уровня всероссийских спортивных соревнований; показывать результаты, соответствующие присвоению спортивного звания "мастер спорта России" или выполнять нормы и требования, необходимые для присвоения спортивного звания "мастер спорта России международного класса" не реже одного раза в два года; достичь результатов уровня спортивной сборной команды субъекта
Российской Федерации и (или) спортивной сборной команды Российской Федерации; демонстрировать высокие спортивные результаты в межрегиональных, всероссийских и международных официальных спортивных соревнованиях.
12. Оценка результатов освоения Программы сопровождается аттестацией обучающихся, проводимой организацией, реализующей Программу, на основе разработанных комплексов контрольных упражнений, перечня тестов и (или) вопросов по видам подготовки, не связанным с физическими нагрузками (далее - тесты), а также с учетом результатов участия обучающегося в спортивных соревнованиях и достижения им соответствующего уровня спортивной квалификации.
13. Контрольные и контрольно-переводные нормативы (испытания) по видам спортивной подготовки и уровень спортивной квалификации обучающихся по годам и этапам спортивной подготовки
Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для зачисления и перевода на этап начальной подготовки по виду спорта "каратэ"
N п/п |
Упражнения |
Единица измерения |
Норматив до года обучения |
Норматив свыше года обучения |
|||
|
мальчики |
девочки |
мальчики |
девочки |
|||
1. Нормативы общей физической подготовки для спортивной дисциплины "ката" |
|||||||
1.1. |
Бег на 30 м |
с |
не более |
не более |
|||
7,3 |
7,5 |
6,7 |
6,8 |
||||
1.2. |
Челночный бег 3x10 м |
с |
не более |
не более |
|||
10,8 |
11,3 |
10,0 |
10,4 |
||||
1.3. |
Прыжок в длину с места толчком двумя ногами |
см |
не менее |
не менее |
|||
115 |
110 |
120 |
115 |
||||
1.4. |
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу |
количество раз |
не менее |
не менее |
||
5 |
3 |
10 |
6 |
|||
1.5. |
Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи) |
см |
не менее |
не менее |
||
+1 +3 |
+3 +5 |
|||||
2. Нормативы общей физической подготовки для спортивных дисциплин "весовая категория", "командные соревнования" |
||||||
2.1. |
Бег на 30 м |
с |
не более |
не более |
||
6,2 |
6,4 |
6,0 |
6,2 |
|||
2.2. |
Бег на 1000 м |
мин, с |
не более |
не более |
||
6.10 |
6.30 |
5.50 |
6.20 |
|||
2.3. |
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу |
количество раз |
не менее |
не менее |
||
10 |
5 |
13 |
7 |
|||
2.4. |
Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи) |
см |
не менее |
не менее |
||
+2 |
+3 |
+4 |
+5 |
|||
2.5. |
Челночный бег 3x10 м |
с |
не более |
не более |
||
9,6 |
9,9 |
9,3 |
9,5 |
|||
2.6. |
Прыжок в длину с места толчком двумя ногами |
см |
не менее |
не менее |
||
130 |
120 |
140 |
130 |
|||
3. Нормативы общей физической подготовки для спортивной дисциплины "ПОДА" (I функциональная группа) |
||||||
3.1. |
Бег на колясках на 15 м |
с |
без учета времени |
|||
3.2. |
Прокат "змейкой" на колясках между 3 конусами |
с |
без учета времени |
|||
3.3. |
Бег на колясках на 200 м |
мин, с |
без учета времени |
|||
3.4. |
Поднимание туловища из положения сидя на коляске в упор на руках |
количество раз |
не менее |
|||
3 |
2 |
|||||
3.5. |
Наклон вперед из положения сидя на полу с прямыми ногами (результат фиксируется от вертикальной линии основания стоп) |
см |
не менее |
|||
-3 |
-2 |
|||||
4. Нормативы общей физической подготовки для спортивной дисциплины "ПОДА"" (II функциональная группа) |
||||||
4.1. |
Бег на 30 м (или бег на колясках на 30 м в зависимости от поражения опорно-двигательного аппарата) |
с |
без учета времени |
|||
4.2. |
Челночный бег 3x10 м |
с |
без учета времени |
|||
4.3. |
Прокат "змейкой" на колясках между 5 конусами |
с |
без учета времени |
|||
4.4. |
Бег на 400 м (или бег на колясках на 400 м в зависимости от поражения опорно-двигательного аппарата) |
мин, с |
без учета времени |
|||
4.5. |
Сгибание и разгибание рук в упоре от гимнастической скамьи |
количество раз |
не менее |
|||
3 |
2 |
|||||
4.6. |
Поднимание туловища из положения сидя на коляске в упор на руках |
количество раз |
не менее |
|||
4 |
3 |
|||||
4.7. |
Наклон вперед из положения сидя на полу с прямыми ногами (результат фиксируется от вертикальной линии основания стоп) |
см |
не менее |
|||
-2 |
-1 |
|||||
5. Нормативы общей физической подготовки для спортивной дисциплины "ПОДА" (III функциональная группа) |
||||||
5.1. |
Бег на 30 м |
с |
без учета времени |
|||
5.2. |
Челночный бег 3x10 м |
с |
без учета времени |
|||
5.3. |
Бег на 400 м |
мин, с |
без учета времени |
|||
5.4. |
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу |
количество раз |
не менее |
|||
3 2 |
||||||
5.5. |
Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи) |
см |
не менее |
|||
-1 - |
||||||
6. Нормативы специальной физической подготовки для спортивной дисциплины "ПОДА" (I функциональная группа) |
||||||
6.1. |
Бросок теннисного мяча вперед правой и левой руками |
см |
без учета результата |
|||
6.2. |
Выкрут в плечевых суставах (расстояние между кистями) |
см |
не более |
|||
98 |
95 |
|||||
7. Нормативы специальной физической подготовки для спортивной дисциплины "ПОДА" (II функциональная группа) |
||||||
7.1. |
Бросок медицинбола (0,5 кг) вперед от груди двумя руками |
м |
без учета результата |
|||
7.2. |
Выкрут в плечевых суставах (расстояние между кистями) |
см |
не более |
|||
95 |
90 |
|||||
8. Нормативы специальной физической подготовки для спортивной дисциплины "ПОДА" (III функциональная группа) |
||||||
8.1. |
Бросок медицинбола (0,5 кг) вперед от груди двумя руками |
м |
не менее |
|||
2 |
1 |
|||||
8.2. |
Прыжок в длину с места толчком двумя ногами |
см |
не менее |
|||
50 |
45 |
|||||
8.3. |
Приседание на двух ногах |
количество раз |
не менее |
|||
6 |
4 |
|||||
8.4. |
Выкрут в плечевых суставах (расстояние между кистями) |
см |
не более |
|||
95 |
90 |
Нормативы общей физической и специальной физической подготовки и уровень спортивной квалификации (спортивные разряды) для зачисления и перевода на учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации) по виду спорта "каратэ"
N п/п |
Упражнения |
Единица измерения |
Норматив |
|
мальчики/ юноши |
девочки/ девушки |
|||
1. Нормативы общей физической подготовки для спортивной дисциплины "ката" |
||||
1.1. |
Бег на 30 м |
с |
не более |
|
6,0 |
6,0 |
|||
1.2. |
Челночный бег 3x10 м |
с |
не более |
|
9,5 |
10,0 |
|||
1.3. |
Прыжок в длину с места толчком двумя ногами |
см |
не менее |
|
150 |
150 |
|||
1.4. |
Сгибание и разгибание рук в |
количество |
не менее |
|
упоре лежа на полу |
раз |
15 |
10 |
1.5. |
Наклоны туловища из положения лежа на спине, колени согнуты |
количество раз |
не менее |
|
30 |
25 |
|||
1.6. |
Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи) |
см |
не менее |
|
+4 |
+5 |
|||
2. Нормативы общей физической подготовки для спортивных дисциплин "весовая категория", "командные соревнования" |
||||
2.1. |
Бег на 60 м |
с |
не более |
|
10,4 |
10,9 |
|||
2.2. |
Челночный бег 3x10 м |
с |
не более |
|
8,7 |
9,1 |
|||
2.3. |
Прыжок в длину с места толчком двумя ногами |
см |
не менее |
|
160 |
145 |
|||
2.4. |
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу |
количество раз |
не менее |
|
18 |
9 |
|||
2.5. |
Наклоны туловища из положения лежа на спине, колени согнуты |
количество раз |
не менее |
|
30 |
25 |
|||
2.6. |
Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи) |
см |
не менее |
|
+5 +6 |
||||
3. Нормативы общей физической подготовки для спортивной дисциплины "ПОДА" (I функциональная группа) |
||||
3.1. |
Бег на колясках на 30 м |
с |
не более |
|
10 |
12 |
|||
3.2. |
Челночный бег на колясках 3x10 м |
с |
не более |
|
14 |
15 |
|||
3.3. |
Бег на колясках на 400 м |
мин, с |
не более |
|
4.00 |
4.30 |
|||
3.4. |
Поднимание туловища из положения сидя на коляске в упор на руках |
количество раз |
не менее |
|
4 |
3 |
|||
3.5. |
Наклон вперед из положения сидя на полу с прямыми ногами (результат фиксируется от вертикальной линии основания стоп) |
см |
не менее |
|
-2 |
-1 |
|||
4. Нормативы общей физической подготовки для спортивной дисциплины "ПОДА" (II функциональная группа) |
||||
4.1. |
Бег на 30 м или бег на коляске на 30 м (в зависимости от степени поражения опорно-двигательного аппарата) |
с |
не более |
|
7,30 |
8,00 |
|||
4.2. |
Челночный бег 3x10 м или челночный бег на коляске 3x10 м (в зависимости от степени поражения опорно-двигательного аппарата) |
с |
не более |
|
13 |
14 |
|||
4.3. |
Бег на 400 м или бег на колясках на 400 м (в зависимости от степени поражения опорно- |
мин, с |
не более |
|
3.00 |
3.30 |
|
двигательного аппарата) |
|
|
|
4.4. |
Сгибание и разгибание рук в упоре от гимнастической скамьи |
количество раз |
не менее |
|
4 |
3 |
|||
4.5. |
Поднимание туловища из положения сидя на коляске в упор на руках |
количество раз |
не менее |
|
6 |
4 |
|||
4.6. |
Наклон вперед из положения сидя на полу с прямыми ногами (результат фиксируется от вертикальной линии основания стоп) |
см |
не менее |
|
-1 |
1 |
|||
5. Нормативы общей физической подготовки для спортивной дисциплины "ПОДА" (III функциональная группа) |
||||
5.1. |
Бег на 30 м |
с |
не более |
|
6,0 |
6,30 |
|||
5.2. |
Челночный бег 3x10 м |
с |
не более |
|
12 13 |
||||
5.3. |
Бег на 400 м |
мин, с |
не более |
|
2.00 |
2.30 |
|||
5.4. |
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу |
количество раз |
не менее |
|
4 3 |
||||
5.5. |
Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи) |
см |
не менее |
|
- |
+2 |
|||
6. Нормативы специальной физической подготовки спортивных дисциплин "ката", "весовая категория", "командные соревнования" |
||||
6.1. |
Шпагат продольный |
угол в градусах |
не менее |
|
175 |
||||
6.2. |
Шпагат поперечный |
угол в градусах |
не менее |
|
170 |
||||
7. Нормативы специальной физической подготовки для спортивной дисциплины "ПОДА" (I функциональная группа) |
||||
7.1. |
Метание теннисного мяча в цель, дистанция 2 м (5 бросков) |
количество попаданий |
не менее |
|
2 2 |
||||
7.2. |
Выкрут в плечевых суставах (расстояние между кистями) |
см |
не более |
|
98 |
96 |
|||
8. Нормативы специальной физической подготовки для спортивной дисциплины "ПОДА" (II функциональная группа) |
||||
8.1. |
Бросок медицинбола (0,5 кг) вперед от груди двумя руками |
м |
не менее |
|
3 |
2,6 |
|||
8.2. |
Выкрут в плечевых суставах (расстояние между кистями) |
см |
не более |
|
98 |
96 |
|||
9. Нормативы специальной физической подготовки для спортивной дисциплины "ПОДА" (III функциональная группа) |
||||
9.1. |
Бросок медицинбола (0,5 кг) вперед от груди двумя руками |
м |
не менее |
|
3,60 3 |
||||
9.2. |
Прыжок в длину с места толчком двумя ногами |
см |
не менее |
|
100 |
90 |
|||
9.3. |
Приседание на двух ногах |
количество раз |
не менее |
|
8 |
6 |
|||
9.4. |
Выкрут в плечевых суставах (расстояние между кистями) |
см |
не более |
|
95 |
90 |
|||
10. Уровень спортивной квалификации для спортивных дисциплин "ката", "весовая категория", "командные соревнования" |
||||
10.1. |
Период обучения на этапах спортивной подготовки (до трех лет) |
Спортивные разряды - "третий юношеский спортивный разряд", "второй юношеский спортивный разряд", "первый юношеский спортивный разряд" |
||
10.2. |
Период обучения на этапах спортивной подготовки (свыше трех лет) |
Спортивные разряды - "третий спортивный разряд", "второй спортивный разряд", "первый спортивный разряд" |
||
11. Уровень спортивной квалификации для спортивных дисциплин "ПОДА" (I функциональная группа), "ПОДА" (II функциональная группа), "ПОДА" (III функциональная группа) |
||||
11.1. |
Период обучения на этапах спортивной подготовки (до трех лет) |
Не устанавливается |
||
11.2. |
Период обучения на этапах спортивной подготовки (свыше трех лет) |
Спортивные разряды - "третий юношеский спортивный разряд", "второй юношеский спортивный разряд", "первый юношеский спортивный разряд", "третий спортивный разряд", "второй спортивный разряд" |
||
|
Нормативы общей физической и специальной физической подготовки и уровень спортивной квалификации (спортивные разряды) для зачисления и перевода на этап совершенствования спортивного мастерства по виду спорта
"каратэ"
N п/п |
Упражнения |
Единица измерения |
Норматив |
|
юноши/ девушки/ юниоры юниорки |
||||
1. Нормативы общей физической подготовки для спортивной дисциплины "ката" |
||||
1.1. |
Бег на 30 м |
с |
не более |
|
5,3 |
5,5 |
|||
1.2. |
Челночный бег 3x10 м |
с |
не более |
|
8,5 |
9,0 |
|||
1.3. |
Бег на 200 м |
с |
не более |
|
40 |
45 |
|||
1.4. |
Прыжок в длину с места толчком двумя ногами |
см |
не менее |
|
190 |
175 |
|||
1.5. |
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу |
количество раз |
не менее |
|
30 |
25 |
|||
1.6. |
Поднимание туловища из положения лежа на спине |
количество раз |
не менее |
|
50 |
40 |
|||
1.7. |
Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи) |
см |
не менее |
|
+11 |
+15 |
|||
2. Нормативы общей физической подготовки для спортивных дисциплин "весовая категория", "командные соревнования" |
||||
2.1. |
Бег на 30 м |
с |
не более |
|
5,0 |
5,3 |
|||
2.2. |
Челночный бег 3x10 м |
с |
не более |
|
8,3 |
8,7 |
2.3. |
Бег на 200 м |
с |
не более |
|
35 |
40 |
|||
2.4. |
Прыжок в длину с места толчком двумя ногами |
см |
не менее |
|
190 175 |
||||
2.5. |
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу |
количество раз |
не менее |
|
30 |
25 |
|||
2.6. |
Поднимание туловища из положения лежа на спине |
количество раз |
не менее |
|
50 |
40 |
|||
2.7. |
Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи) |
см |
не менее |
|
+11 |
+15 |
|||
3. Нормативы общей физической подготовки для спортивной дисциплины "ПОДА" (I функциональная группа) |
||||
3.1. |
Бег на колясках на 30 м |
с |
не более |
|
8 |
10 |
|||
3.2. |
Челночный бег на колясках 3x10 м |
с |
не более |
|
10 |
12 |
|||
3.3. |
Бег на колясках на 400 м |
мин, с |
не более |
|
1.45 2.00 |
||||
3.4. |
Поднимание туловища из положения сидя на коляске в упор на руках |
количество раз |
не менее |
|
7 |
5 |
|||
3.5. |
Наклон вперед из положения сидя на полу с прямыми ногами (результат фиксируется от вертикальной линии основания стоп) |
см |
не менее |
|
- |
1 |
|||
4. Нормативы общей физической подготовки для спортивной дисциплины "ПОДА" (II функциональная группа) |
||||
4.1. |
Бег на 30 м |
с |
не более |
|
6,60 |
6,80 |
|||
4.2. |
Бег на коляске на 30 м |
с |
не более |
|
7,20 7,40 |
||||
4.3. |
Челночный бег 3x10 м |
с |
не более |
|
11 |
12 |
|||
4.4. |
Челночный бег на коляске 3x10 м |
с |
не более |
|
9,20 |
11,20 |
|||
4.5. |
Бег на 800 м (или Бег на колясках на 800 м в зависимости от степени поражения опорно-двигательного аппарата) |
мин, с |
не более |
|
6.00 |
6.30 |
|||
4.6. |
Сгибание и разгибание рук в упоре от гимнастической скамьи |
количество раз |
не менее |
|
7 5 |
||||
4.7. |
Поднимание туловища из положения сидя на коляске в упор на руках |
количество раз |
не менее |
|
8 |
6 |
|||
4.8. |
Наклон вперед из положения сидя на полу с прямыми ногами (результат фиксируется от вертикальной линии основания стоп) |
см |
не менее |
|
2 |
3 |
|||
5. Нормативы общей физической подготовки для спортивной дисциплины "ПОДА" (III функциональная группа) |
||||
5.1. |
Бег на 30 м |
с |
не более |
|
6,6 |
6,8 |
|||
5.2. |
Челночный бег 3x10 м |
с |
не более |
|
10 |
11 |
|||
5.3. |
Бег на 800 м |
мин, с |
не более |
|
|
|
|
5.50 |
6.10 |
5.4. |
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу |
количество раз |
не менее |
|
8 |
6 |
|||
5.5. |
Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи) |
см |
не менее |
|
+3 |
+4 |
|||
6. Нормативы специальной физической подготовки для спортивных дисциплин "ката", "весовая категория", "командные соревнования" |
||||
6.1. |
Шпагат продольный |
угол в градусах |
не менее |
|
180 |
||||
6.2. |
Шпагат поперечный |
угол в градусах |
не менее |
|
180 |
||||
7. Нормативы специальной физической подготовки для спортивной дисциплины "ПОДА" (I функциональная группа) |
||||
7.1. |
Метание теннисного мяча в цель, дистанция 3 м (10 бросков) |
количество попаданий |
не менее |
|
4 |
3 |
|||
7.2. |
Выкрут в плечевых суставах (расстояние между кистями) |
см |
не более |
|
102 |
99 |
|||
8. Нормативы специальной физической подготовки для спортивной дисциплины "ПОДА" (II функциональная группа) |
||||
8.1. |
Бросок медицинбола (1 кг) вперед от груди двумя руками |
м |
не менее |
|
3,40 |
3 |
|||
8.2. |
Выкрут в плечевых суставах (расстояние между кистями) |
см |
не более |
|
100 |
99 |
|||
9. Нормативы специальной физической подготовки для спортивной дисциплины "ПОДА" (III функциональная группа) |
||||
9.1. |
Бросок медицинбола (1 кг) вперед от груди двумя руками |
м |
не менее |
|
4 |
3,60 |
|||
9.2. |
Прыжок в длину с места толчком двумя ногами |
см |
не менее |
|
118 105 |
||||
9.3. |
Приседание на двух ногах |
количество раз |
не менее |
|
14 |
10 |
|||
9.4. |
Выкрут в плечевых суставах (расстояние между кистями) |
см |
не более |
|
99 |
94 |
|||
10. Уровень спортивной квалификации для спортивных дисциплин "ката", "весовая категория", "командные соревнования" |
||||
10.1. |
Спортивный разряд "кандидат в мастера спорта" |
|||
11. Уровень спортивной квалификации для спортивных дисциплин "ПОДА" (I функциональная группа), "ПОДА" (II функциональная группа), "ПОДА" (III функциональная группа) |
||||
11.1. |
Спортивный разряд "первый спортивный разряд" |
|||
|
Нормативы общей физической и специальной физической подготовки и уровень спортивной квалификации (спортивные разряды, спортивные звания) для зачисления и перевода на этап высшего спортивного мастерства по виду спорта "каратэ"
N п/п |
Упражнения |
Единица измерения |
Норматив |
|
юноши/ юниоры/ мужчины |
девушки/ юниорки/ женщины |
1. Нормативы общей физической подготовки для спортивной дисциплины "ката" |
||||
1.1. |
Бег на 30 м |
с |
не более |
|
5,2 |
5,5 |
|||
1.2. |
Челночный бег 4x15 м |
с |
не более |
|
13,0 |
14,0 |
|||
1.3. |
Бег на 200 м |
с |
не более |
|
35 |
40 |
|||
1.4. |
Прыжок в длину с места толчком двумя ногами |
см |
не менее |
|
230 215 |
||||
1.5. |
Подтягивание в висе на перекладине |
количество раз |
не менее |
|
10 |
- |
|||
1.6. |
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу |
количество раз |
не менее |
|
- |
40 |
|||
1.7. |
Поднимание прямых ног из виса на перекладине до ее касания |
количество раз |
не менее |
|
10 |
- |
|||
1.8. |
Поднимание туловища из положения лежа на спине |
количество раз |
не менее |
|
- |
70 |
|||
2. Нормативы общей физической подготовки для спортивных дисциплин "весовая категория", "командные соревнования" |
||||
2.1. |
Бег на 30 м |
с |
не более |
|
5,0 |
5,3 |
|||
2.2. |
Челночный бег 4x15 м |
с |
не более |
|
12,7 |
13,7 |
|||
2.3. |
Бег на 400 м |
с |
не более |
|
67 |
72 |
|||
2.4. |
Прыжок в длину с места толчком двумя ногами |
см |
не менее |
|
240 |
220 |
|||
2.5. |
Подтягивание в висе на перекладине |
количество раз |
не менее |
|
15 |
- |
|||
2.6. |
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу |
количество раз |
не менее |
|
- 50 |
||||
2.7. |
В висе на перекладине подъем прямых ног до ее касания |
количество раз |
не менее |
|
15 |
- |
|||
2.8. |
Поднимание туловища из положения лежа на спине |
количество раз |
не менее |
|
- |
80 |
|||
3. Нормативы общей физической подготовки для спортивной дисциплины "ПОДА" (I функциональная группа) |
||||
3.1. |
Бег на колясках на 30 м |
с |
не более |
|
6,6 |
6,8 |
|||
3.2. |
Челночный бег на колясках 3x10 м |
с |
не более |
|
7,0 |
7,2 |
|||
3.3. |
Бег на колясках на 800 м |
мин, с |
не более |
|
6.0 |
6.20 |
|||
3.4. |
Поднимание туловища из положения сидя на коляске в упор на руках |
количество раз |
не менее |
|
8 |
6 |
|||
3.5. |
Наклон вперед из положения сидя на полу с прямыми |
см |
не менее |
|
ногами (результат фиксируется от вертикальной линии основания стоп) |
|
1 |
2 |
4. Нормативы общей физической подготовки для спортивной дисциплины "ПОДА" (II функциональная группа) |
||||
4.1. |
Бег на 30 м |
с |
не более |
|
6,2 |
6,4 |
|||
4.2. |
Бег на коляске на 30 м |
с |
не более |
|
6,6 |
6,8 |
|||
4.3. |
Челночный бег 3x10 м |
с |
не более |
|
8,2 |
9,2 |
|||
4.4. |
Челночный бег на коляске 3x10 м |
с |
не более |
|
8,4 |
9,4 |
|||
4.5. |
Бег на 800 м (или бег на колясках на 800 м в зависимости от степени поражения опорно-двигательного аппарата) |
мин, с |
не более |
|
5.50 |
6.20 |
|||
4.6. |
Сгибание и разгибание рук в упоре от гимнастической скамьи |
количество раз |
не менее |
|
10 |
7 |
|||
4.7. |
Поднимание туловища из положения сидя на коляске в упор на руках |
количество раз |
не менее |
|
10 8 |
||||
4.8. |
Наклон вперед из положения сидя на полу с прямыми ногами (результат фиксируется от вертикальной линии основания стоп) |
см |
не менее |
|
4 6 |
||||
5. Нормативы общей физической подготовки для спортивной дисциплины "ПОДА" (III функциональная группа) |
||||
5.1. |
Бег на 30 м |
с |
не более |
|
6,2 |
6,4 |
|||
5.2. |
Челночный бег 3x10 м |
с |
не более |
|
7,2 |
7,4 |
|||
5.3. |
Бег на 800 м |
мин, с |
не более |
|
5.30 |
5.50 |
|||
5.4. |
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу |
количество раз |
не менее |
|
12 |
7 |
|||
5.5. |
Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи) |
см |
не менее |
|
+4 |
+5 |
|||
6. Нормативы специальной физической подготовки для спортивной дисциплины "ПОДА" (I функциональная группа) |
||||
6.1. |
Метание теннисного мяча в цель, дистанция 10 м (5 бросков) |
количество попаданий |
не менее |
|
5 |
4 |
|||
6.2. |
Выкрут в плечевых суставах (расстояние между кистями) |
см |
не более |
|
103 |
101 |
|||
7. Нормативы специальной физической подготовки для спортивной дисциплины "ПОДА" (II функциональная группа) |
||||
7.1. |
Бросок медицинбола (1 кг) вперед от груди двумя руками |
м |
не менее |
|
4 |
3,60 |
|||
7.2. |
Выкрут в плечевых суставах (расстояние между кистями) |
см |
не более |
|
103 |
101 |
|||
8. Нормативы специальной физической подготовки для спортивной дисциплины "ПОДА" (III |
||||
функциональная группа) |
||||
8.1. |
Бросок медицинбола (1 кг) вперед от груди двумя руками |
м |
не менее |
|
4,80 |
4,40 |
|||
8.2. |
Прыжок в длину с места толчком двумя ногами |
см |
не менее |
|
130 |
110 |
|||
8.3. |
Приседание на двух ногах |
количество раз |
не менее |
|
16 |
12 |
|||
8.4. |
Выкрут в плечевых суставах (расстояние между кистями) |
см |
не более |
|
100 95 |
||||
9. Уровень спортивной квалификации для спортивных дисциплин "ката", "весовая категория", "командные соревнования" |
||||
9.1. |
Спортивное звание "мастер спорта России" |
|||
10. Уровень спортивной квалификации для спортивных дисциплин "ПОДА" (I функциональная группа), "ПОДА" (II функциональная группа), "ПОДА" (III функциональная группа) |
||||
10.1. |
Спортивный разряд "кандидат в мастера спорта" |
IV. Рабочая программа по виду спорта (спортивной дисциплине)
14. Программный материал для учебно-тренировочных занятий по каждому этапу спортивной подготовки
15. Учебно-тематический план
Этап спортивной подготовки |
Темы по теоретической подготовке |
Объем времени в год (минут) |
Сроки проведени я |
Краткое содержание |
Этап началь-ной подго-товки |
Всего на этапе начальной подготовки до одного года обучения/ свыше одного года обучения: |
≈ 120/180 |
|
|
|
История возникновения вида спорта и его развитие |
≈ 13/20 |
сентябрь |
Зарождение и развитие вида спорта. Автобиографии выдающихся спортсменов. Чемпионы и призеры Олимпийских игр. |
|
Физическая культура – важное средство физического развития и укрепления здоровья человека |
≈ 13/20 |
октябрь |
Понятие о физической культуре и спорте. Формы физической культуры. Физическая культура как средство воспитания трудолюбия, организованности, воли, нравственных качеств и жизненно важных умений и навыков. |
|
Гигиенические основы физической культуры и спорта, гигиена обучающихся при занятиях физической культурой и спортом |
≈ 13/20 |
ноябрь |
Понятие о гигиене и санитарии. Уход за телом, полостью рта и зубами. Гигиенические требования к одежде и обуви. Соблюдение гигиены на спортивных объектах. |
|
Закаливание организма занятий физической культуры и спортом обучения базовым элементам техники и тактики вида спорта судейства. Правила вида спорта |
≈ 13/20 |
декабрь |
Знания и основные правила закаливания. Закаливание воздухом, водой, солнцем. Закаливание на занятиях физической культуры и спортом. |
|
|
январь |
Ознакомление с понятием о самоконтроле при занятиях физической культурой и спортом. Дневник самоконтроля. Его формы и содержание. Понятие о травматизме. |
|
|
|
май |
Понятие о технических элементах вида спорта. Теоретические знания по технике их выполнения. |
|
|
|
июнь |
Понятийность. Классификация спортивных соревнований. Команды (жесты) спортивных судей. Положение о спортивном соревновании. Организационная работа по подготовке спортивных соревнований. Состав и обязанности спортивных судейских бригад. Обязанности и права участников спортивных соревнований. Система зачета в спортивных соревнованиях по виду спорта. |
|
|
Режим дня и питание обучающихся |
≈ 14/20 |
август |
Расписание учебнотренировочного и учебного процесса. Роль питания в жизнедеятельности. Рациональное, сбалансированное питание. |
|
Оборудование и спортивный инвентарь по виду спорта |
≈ 14/20 |
ноябрьмай |
Правила эксплуатации и безопасного использования оборудования и спортивного инвентаря. |
Учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализа-ции) |
Всего на учебно- тренировочном этапе до трех лет обучения/ свыше трех лет обучения: |
≈ 600/960 |
|
|
|
Роль и место физической культуры в формировании личностных качеств |
≈ 70/107 |
сентябрь |
Физическая культура и спорт как социальные феномены. Спорт – явление культурной жизни. Роль физической культуры в |
|
|
|
|
формировании личностных качеств человека. Воспитание волевых качеств, уверенности в собственных силах. |
|
История возникновения олимпийского движения |
≈ 70/107 |
октябрь |
Зарождение олимпийского движения. Возрождение олимпийской идеи. Международный Олимпийский комитет (МОК). |
|
Режим дня и питание обучающихся |
≈ 70/107 |
ноябрь |
Расписание учебнотренировочного и учебного процесса. Роль питания в подготовке обучающихся к спортивным соревнованиям. Рациональное, сбалансированное питание. |
|
Физиологические основы физической культуры |
≈ 70/107 |
декабрь |
Спортивная физиология. Классификация различных видов мышечной деятельности. Физиологическая характеристика состояний организма при спортивной деятельности. Физиологические механизмы развития двигательных навыков. |
|
Учет соревновательной деятельности, самоанализ обучающегося |
≈ 70/107 |
январь |
Структура и содержание Дневника обучающегося. Классификация и типы спортивных соревнований. |
|
Теоретические основы технико-тактической подготовки. Основы техники вида спорта |
≈ 70/107 |
май |
Понятийность. Спортивная техника и тактика. Двигательные представления. Методика обучения. Метод использования слова. Значение рациональной техники в достижении высокого спортивного результата. |
|
Психологическая подготовка |
≈ 60/106 |
сентябрь- апрель |
Характеристика психологической подготовки. Общая психологическая подготовка. Базовые волевые качества личности. Системные волевые качества личности |
|
Оборудование, спортивный |
≈ 60/106 |
декабрь- |
Классификация |
|
инвентарь и экипировка по виду спорта |
|
май |
спортивного инвентаря и экипировки для вида спорта, подготовка к эксплуатации, уход и хранение. Подготовка инвентаря и экипировки к спортивным соревнованиям. |
|
Правила вида спорта совершенствования спортивного мастерства: |
≈ 60/106 |
декабрьмай |
Деление участников по возрасту и полу. Права и обязанности участников спортивных соревнований. Правила поведения при участии в спортивных соревнованиях. |
Этап совершенствования спортивного мастерства |
|
|
|
|
|
Олимпийское движение. Роль и место физической культуры в обществе. Состояние современного спорта |
≈ 200 |
сентябрь |
Олимпизм как метафизика спорта. Социокультурные процессы в современной России. Влияние олимпизма на развитие международных спортивных связей и системы спортивных соревнований, в том числе, по виду спорта. |
|
Профилактика травматизма. Перетренированность/ недотренированность деятельности, самоанализ обучающегося |
≈ 200 |
октябрь |
Понятие травматизма. Синдром «перетренированности». Принципы спортивной подготовки. |
|
|
ноябрь |
Индивидуальный план спортивной подготовки. Ведение Дневника обучающегося. Классификация и типы спортивных соревнований. Понятия анализа, самоанализа учебнотренировочной и соревновательной деятельности. |
|
|
Психологическая подготовка |
≈ 200 |
декабрь |
Характеристика психологической подготовки. Общая психологическая подготовка. Базовые волевые качества личности. Системные волевые качества личности. Классификация средств и методов психологической подготовки обучающихся. |
|
Подготовка обучающегося как |
≈ 200 |
январь |
Современные тенденции |
|
многокомпонентный процесс |
|
|
совершенствования системы спортивной тренировки. Спортивные результаты – специфический и интегральный продукт соревновательной деятельности. Система спортивных соревнований. Система спортивной тренировки. Основные направления спортивной тренировки. |
|
Спортивные соревнования как функциональное и структурное ядро спорта |
≈ 200 |
февральмай |
Основные функции и особенности спортивных соревнований. Общая структура спортивных соревнований. Судейство спортивных соревнований. Спортивные результаты. Классификация спортивных достижений. |
|
Восстановительные средства и мероприятия |
в переходный период спортивной подготовки |
Педагогические средства восстановления: рациональное построение учебнотренировочных занятий; рациональное чередование тренировочных нагрузок различной направленности; организация активного отдыха. Психологические средства восстановления: аутогенная тренировка; психорегулирующие воздействия; дыхательная гимнастика. Медико-биологические средства восстановления: питание; гигиенические и физиотерапевтические процедуры; баня; массаж; витамины. Особенности применения восстановительных средств. |
|||||
Этап высшег о спортив ного мастерс тва |
Всего на этапе высшего спортивного мастерства: |
≈ 600 |
|
|
||||
Физическое, патриотическое, нравственное, правовое и эстетическое воспитание в спорте. Их роль и содержание в спортивной деятельности |
≈ 120 |
сентябрь |
Задачи, содержание и пути патриотического, нравственного, правового и эстетического воспитания на занятиях в сфере физической культуры и спорта. Патриотическое и нравственное воспитание. Правовое воспитание. Эстетическое воспитание. |
|||||
Социальные функции спорта |
≈ 120 |
октябрь |
Специфические социальные функции спорта (эталонная и эвристическая). Общие социальные функции спорта (воспитательная, оздоровительная, эстетическая функции). Функция |
|||||
|
|
|
|
социальной интеграции и социализации личности. |
||||
Учет соревновательной деятельности, самоанализ обучающегося |
≈ 120 |
ноябрь |
Индивидуальный план спортивной подготовки. Ведение Дневника обучающегося. Классификация и типы спортивных соревнований. Понятия анализа, самоанализа учебнотренировочной и соревновательной деятельности. |
|||||
Подготовка обучающегося как многокомпонентный процесс |
≈ 120 |
декабрь |
Современные тенденции совершенствования системы спортивной тренировки. Спортивные результаты – специфический и интегральный продукт соревновательной деятельности. Система спортивных соревнований. Система спортивной тренировки. Основные направления спортивной тренировки. |
|||||
Спортивные соревнования как функциональное и структурное ядро спорта |
≈ 120 |
май |
Основные функции и особенности спортивных соревнований. Общая структура спортивных соревнований. Судейство спортивных соревнований. Спортивные результаты. Классификация спортивных достижений. Сравнительная характеристика некоторых видов спорта, различающихся по результатам соревновательной деятельности |
|||||
|
Восстановительные средства и мероприятия |
в перехо дный перио д спорти вной подгот овки |
Педагогические средства восстановления: рациональное построение учебно-тренировочных занятий; рациональное чередование тренировочных нагрузок различной направленности; организация активного отдыха. Психологические средства восстановления: аутогенная тренировка; психорегулирующие воздействия; дыхательная гимнастика. Медикобиологические средства восстановления: питание; гигиенические и физиотерапевтические процедуры; баня; массаж; витамины. Особенности применения различных восстановительных средств. Организация восстановительных мероприятий в условиях учебнотренировочных мероприятий |
|
||||
V. Особенности осуществления спортивной подготовки по отдельным спортивным дисциплинам
16. К особенностям осуществления спортивной подготовки по спортивным дисциплинам вида спорта "каратэ" относятся:
16.1. Особенности осуществления спортивной подготовки по отдельным спортивным дисциплинам вида спорта "каратэ", содержащим в своем наименовании словосочетания "весовая категория" (далее - "весовая категория"), "командные соревнования" (далее - "командные соревнования"), а также спортивных дисциплин "ката", "ката - группа" (далее - "ката") и "ПОДА - ката" (далее - "ПОДА") основаны на особенностях вида спорта "каратэ" и его спортивных дисциплин.
Реализация дополнительных образовательных программ спортивной подготовки проводится с учетом этапа спортивной подготовки и спортивных дисциплин вида спорта "каратэ", по которым осуществляется спортивная подготовка.
Для спортивной дисциплины "ПОДА", спортивная подготовка проводится с учетом групп, к которым относятся обучающиеся с поражением опорно-двигательного аппарата (далее - обучающиеся с ПОДА), в зависимости от степени их функциональных возможностей, требующихся для занятий спортивной дисциплиной "ПОДА" вида спорта "каратэ". Функциональные группы лиц, проходящих спортивную подготовку по виду спорта "каратэ" для спортивной дисциплины "ПОДА", приведены в приложение N 10 к ФССП.
16.2. Особенности осуществления спортивной подготовки по спортивным дисциплинам вида спорта "каратэ" учитываются организациями, реализующими дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, при формировании дополнительных образовательных программ спортивной подготовки, в том числе годового учебно-тренировочного плана.
16.3. Для зачисления на этап спортивной подготовки лицо, желающее пройти спортивную подготовку, должно достичь установленного возраста в календарный год зачисления на соответствующий этап спортивной подготовки.
16.4. Возраст обучающихся на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства не ограничивается при условии вхождения их в список кандидатов в спортивную сборную команду субъекта Российской Федерации по виду спорта "каратэ" и участия в официальных спортивных соревнованиях по виду спорта "каратэ не ниже уровня всероссийских спортивных соревнований.
16.5.В зависимости от условий и организации учебно-тренировочных занятий, а также условий проведения спортивных соревнований подготовка обучающихся осуществляется на основе обязательного соблюдения требований безопасности, учитывающих особенности осуществления спортивной подготовки по спортивным дисциплинам вида спорта "каратэ".
VI. Условия реализации дополнительной образовательной программы спортивной подготовки
17. Материально-технические условия реализации Программы
Обеспечение оборудованием и спортивным инвентарем, необходимыми для прохождения спортивной подготовки
N п/п |
Наименование |
Единица измерения |
Количество изделий |
1. |
Барьер легкоатлетический (высота 15, 20, 40 см) |
комплект |
1 |
2. |
Весы напольные (до 180 кг) |
штук |
1 |
3. |
Гантели переменной массы (от 2 до 12 кг) |
комплект |
1 |
4. |
Гриф для штанги |
штук |
1 |
5. |
Зеркало настенное (1,5x0,6 м) |
штук |
1 |
6. |
Конус тренировочный (высота 50-60 см) |
комплект |
1 |
7. |
Лапа тренировочная (большая) |
штук |
6 |
8. |
Лапа тренировочная (малая) |
штук |
12 |
9. |
Лестница координационная |
штук |
2 |
10. |
Мешок боксерский (40 кг) |
штук |
1 |
11. |
Мешок боксерский (60 кг) |
штук |
1 |
12. |
Мяч набивной (медицинбол) (от 1 до 5 кг) |
комплект |
2 |
13. |
Мяч теннисный |
штук |
24 |
14. |
Набор дисков для штанги |
комплект |
2 |
15. |
Напольное покрытие татами для каратэ (12x12 м) |
комплект |
1 |
16. |
Палка гимнастическая |
штук |
12 |
17. |
Перекладина гимнастическая высокая |
штук |
1 |
18. |
Плиометрический бокс (опора для прыжков) |
штук |
1 |
19. |
Секундомер |
штук |
1 |
20. |
Устройство для подвески боксерских мешков |
штук |
2 |
21. |
Утяжелители для ног (от 0,5 до 1,5 кг) |
комплект |
1 |
22. |
Фишки пластиковые для разметки |
набор |
1 |
23. |
Эспандер резиновый жгут (разного диаметра) |
штук |
4 |
Для спортивной дисциплины "ПОДА" |
|
||
24. |
Камера для колеса (заднего) инвалидной спортивной коляски |
пар |
3 |
25. |
Кресло-коляска инвалидная спортивная |
штук |
3 |
26. |
Мяч баскетбольный |
штук |
1 |
27. |
Мяч волейбольный |
штук |
1 |
28. |
Мяч теннисный |
штук |
6 |
29. |
Набор инструментов для ремонта кресла-коляски |
комплект |
1 |
30. |
Насос для подкачки покрышек (до 10 атмосфер) |
штук |
1 |
31. |
Подушка противопролежная для коляски инвалидной спортивной |
штук |
3 |
32. |
Покрышка для колеса (заднего) инвалидной спортивной коляски |
пар |
3 |
33. |
Ремень для фиксации нижних конечностей |
штук |
6 |
34. |
Спица для заднего колеса коляски инвалидной спортивной |
штук |
12 |
Спортивный инвентарь, передаваемый в индивидуальное пользование |
|||||||||||
N п/ п |
Наименовани е |
Едини ца измере ния |
Расчетная единица |
Этапы спортивной подготовки |
|||||||
Этап начальной подготовки |
Учебнотренировочный этап (этап спортивной специализации) |
Этап совершенствова ния спортивного мастерства |
Этап высшего спортивного мастерства |
||||||||
количе ство |
срок эксплуа тации (лет) |
количе ство |
срок эксплуа тации (лет) |
количе ство |
срок эксплуа тации (лет) |
количе ство |
срок эксплуа тации (лет) |
||||
Для спортивной дисциплины "ПОДА" |
|
|
|
|
|
|
|
||||
1 |
Креслоколяска инвалидная спортивная |
штук |
на обучающ егося |
- |
- |
1 |
3 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
Подушка противопроле жневая для коляски инвалидной спортивной |
штук |
на обучающ егося |
- |
- |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
3 |
Ремень для фиксации нижних конечностей |
штук |
на обучающ егося |
- |
- |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
Обеспечение спортивной экипировкой
Спортивная экипировка, передаваемая в индивидуальное пользование |
|||||||||||
N п/ п |
Наименован ие |
Едини ца измере ния |
Расчетная единица |
Этапы спортивной подготовки |
|||||||
Этап начальной подготовки |
Учебнотренировочный этап (этап спортивной специализации) |
Этап совершенствова ния спортивного мастерства |
Этап высшего спортивного мастерства |
||||||||
количе ство |
срок эксплуат ации (лет) |
количе ство |
срок эксплуат ации (лет) |
количе ство |
срок эксплуат ации (лет) |
количе ство |
срок эксплуат ации (лет) |
||||
1. |
Костюм для "каратэ" (каратэги) |
штук |
на обучающ егося |
- |
- |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2. |
Костюм спортивный тренировочн ый |
штук |
на обучающ егося |
- |
- |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
3. |
Костюм спортивный (парадный) |
штук |
на обучающ егося |
- |
- |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
4. |
Кроссовки легкоатлети ческие |
пар |
на обучающ егося |
- |
- |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
5. |
Пояс (синий и красный) |
компле кт |
на обучающ егося |
- |
- |
1 |
3 |
1 |
3 |
1 |
3 |
6. |
Футболка |
штук |
на обучающ егося |
- |
- |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
Для спортивных дисциплин "весовые категории", "командные соревнования" |
|||||||||||
7. |
Жилет защитный |
штук |
на обучающ егося |
- |
- |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
8. |
Накладки защитные на голень и стопу (синие и красные) комплект |
пар |
на обучающ егося |
- |
- |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
9. |
Накладки защитные на кисть (синие и красные) комплект |
пар |
на обучающ егося |
- |
- |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
10 . |
Протектор груди женский |
штук |
на обучающ егося |
- |
- |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
11 . |
Протектор зубной (капа) |
штук |
на обучающ егося |
- |
- |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
12 . |
Протекторбандаж для паха |
штук |
на обучающ егося |
- |
- |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Для спортивной дисциплины "ПОДА" |
|||||||||||
13 . |
Кроссовки (кеды) белого цвета без логотипа |
пар |
на обучающ егося |
- |
- |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
14 . |
Сумка спортивная на колесах |
штук |
на обучающ егося |
- |
- |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
18. Кадровые условия реализации Программы:
укомплектованность Организации педагогическими, руководящими и иными работниками
Для проведения учебно-тренировочных занятий и участия в официальных спортивных соревнованиях на учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации), этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства, кроме основного тренера- преподавателя, допускается привлечение тренера-преподавателя по видам спортивной подготовки, с учетом специфики вида спорта "каратэ", а также на всех этапах спортивной подготовки привлечение иных специалистов (при условии их одновременной работы с обучающимися).
В целях обеспечения проведения учебно-тренировочных занятий и участия в спортивных соревнованиях обучающихся с ПОДА могут привлекаться сопровождающие инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья и несовершеннолетних, соответствующие требованиям, установленным
профессиональным стандартом "Сопровождающий инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, несовершеннолетних лиц на спортивные мероприятия", утвержденным приказом Минтруда России от 31.03.2022 N 191н (зарегистрирован Минюстом России 11.05.2022, регистрационный N 68449).
уровень квалификации тренеров-преподавателей и иных работников
Организации
Уровень квалификации лиц, осуществляющих спортивную подготовку, должен соответствовать требованиям, установленным профессиональным стандартом "Тренер-преподаватель", утвержденным приказом Минтруда России от 24.12.2020
N 952н (зарегистрирован Минюстом России 25.01.2021, регистрационный N 62203) (далее - Приказ 952н), профессиональным стандартом "Тренер", утвержденным приказом Минтруда России от 28.03.2019 N 191н (зарегистрирован Минюстом России 25.04.2019, регистрационный N 54519), профессиональным стандартом "Специалист по инструкторской и методической работе в области физической культуры и спорта", утвержденным приказом Минтруда России от 21.04.2022 N 237н (зарегистрирован Минюстом России 27.05.2022, регистрационный N 68615) (далее - Приказ 237н), или Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта", утвержденным приказом
Минздравсоцразвития России от 15.08.2011 N 916н (зарегистрирован Минюстом России 14.10.2011, регистрационный N 22054) (далее - ЕКСД).
Для спортивной дисциплины "ПОДА" уровень квалификации лиц, осуществляющих спортивную подготовку, должен соответствовать требованиям, установленным профессиональным стандартом "Тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре и спорту", утвержденным приказом Минтруда России от 19.10.2021 N 734н (зарегистрирован Минюстом России 19.11.2021, регистрационный N 65904), профессиональным стандартом "Тренер по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту", утвержденным приказом Минтруда России от 02.04.2019 N 199н
(зарегистрирован Минюстом России 29.04.2019, регистрационный N 54541), профессиональным стандартом "Тренер- преподаватель", утвержденным Приказом N 952н, профессиональным стандартом "Тренер", утвержденным Приказом N 191н, профессиональным стандартом "Инструктор-методист по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту", утвержденным приказом Минтруда России от 02.04.2019 N 197н (зарегистрирован Минюстом России 29.04.2019, регистрационный N 54540), профессиональным стандартом "Специалист по инструкторской и методической работе в области физической культуры и спорта", утвержденным Приказом N 237н, или ЕКСД.
Непрерывность профессионального развития тренеров-преподавателей Организации.
19. Информационно-методические условия реализации Программы
1. http://minsport.gov.ru сайт Министерства спорта РФ
2. http://dagsport.ru сайт Министерства спорта РД
3. http://ruswkf.ru/o-federacii/ официальный сайт Федерации каратэ России.
4. https://karate.ru/articles/chto-takoe-karate-wkf/ информационный сайт содержащий данные о соревнованиях, новостях из мира спорта по каратэ. Данные о последних достижениях спортсменов.
5. https://www.wkf.net официальный сайт Международной федерации каратэ WKF.
6. https://www.youtube.com/channel/UCbcNH3k6L3wG9VWD5t05M1g официальный канал на ресурсе yuotube.com, содержащий видеоматериалы выступлений спортсменов международного уровня, видеоуроки, интервью и репортажи со спортивных мероприятий.
7. https://karateworld.info/ru/4/ сайт «Мир каратэ».
8. «Боевые ботаники» (https://www.youtube.com/FightNerds) — познавательно-развлекательный канал про единоборства, боевые искусства, самооборону.
Форматы выпусков — острые интервью с мастерами разных единоборств, полезные и веселые видеоуроки, семинары, реалити-шоу. Новые выпуски выходят 2 раза в неделю — по понедельникам и четвергам.
Подписка на канал: http://bit.ly/1gzGfqe.
9. http://karate-moscow.ru сайт Московской федерации каратэ.
10. https://www.youtube.com/watch?v=7NnjM88ckDI тренировки каратэ. Видео уроки.
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Добавить комментарий |