Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки по виду спорта «спортивная борьба»
Утверждаю
___30 декабря__ 2022__ г.
Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки по виду спорта «спортивная борьба»
I. Общие положения
1. Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки по виду спорта ««спортивная борьба»» (далее – Программа)
предназначена для организации образовательной деятельности по спортивной подготовке «спортивная борьба» с учетом совокупности
минимальных требований к спортивной подготовке, определенных федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта «спортивная борьба», утвержденным приказом Минспорта России 17.09.2022 № 732 (далее – ФССП).
2. Целью Программы является достижение спортивных результатов на основе соблюдения спортивных и педагогических принципов в учебнотренировочном процессе в условиях многолетнего, круглогодичного и поэтапного процесса спортивной подготовки.
II. Характеристика дополнительной образовательной программы спортивной подготовки
3. Сроки реализации этапов спортивной подготовки и возрастные границы лиц, проходящих спортивную подготовку, по отдельным этапам, количество лиц, проходящих спортивную подготовку в группах на этапах спортивной подготовки
Этапы спортивной подготовки |
Срок реализации этапов спортивной подготовки (лет) |
Возрастные границы лиц, проходящих спортивную подготовку (лет) |
Наполняемость (человек) |
Этап начальной подготовки |
4 |
7 |
20 |
Учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации) |
4 |
11 |
16 |
Этап совершенствования спортивного мастерства |
не ограничивается |
14 |
8 |
Этап высшего спортивного мастерства |
не ограничивается |
16 |
4 |
4. Объем дополнительной образовательной программы спортивной подготовки
Этапный норматив |
Этапы и годы спортивной подготовки |
|
||||
Этап начальной подготовки |
Учебно- тренировочный этап (этап спортивной специализации) |
Этап совершенствования спортивного мастерства |
Этап высшего спортивного мастерства |
|||
До года |
Свыше года |
До трех лет |
Свыше трех лет |
|||
Количество часов в неделю |
4,5 |
6 |
10 |
12 |
20 |
24 |
Общее количество часов в год |
234 |
312 |
520 |
624 |
1040 |
1248 |
5. Виды (формы) обучения, применяющиеся при реализации дополнительной образовательной программы спортивной подготовки:
- Учебно-тренировочные занятия с группой, сформированной с учетом избранного вида спорта, возрастных и гендерных особенностей занимающихся. - Учебно-индивидуальные тренировочные занятия, проводимые согласно тренировочным планам с одним или несколькими занимающимися, объединенными для подготовки к выступлениям на спортивных соревнованиях в пару, группу.
- Самостоятельная работа занимающихся по индивидуальным планам. - Тестирование, промежуточные и итоговые, аттестация обучающихся (для прохождения обучения по дополнительным программам спортивной подготовки) - Работа по индивидуальным планам спортивной подготовки в обязательном порядке осуществляется на этапах СС и ВСМ.
Учебно-тренировочные мероприятия
№ п/п |
Виды учебнотренировочных мероприятий |
Предельная продолжительность учебно-тренировочных мероприятий по этапам спортивной подготовки (количество суток) (без учета времени следования к месту проведения учебно-тренировочных мероприятий и обратно) |
|
|||||||
Этап начальной |
Учебнотренировочный этап |
Этап совершенствования |
Этап высшего спортивного мастерства |
|
||||||
|
|
подготовки |
(этап спортивной специализации) |
спортивного мастерства |
|
|||||
1. Учебно-тренировочные мероприятия по подготовке к спортивным соревнованиям |
||||||||||
1.1. |
Учебно-тренировочные мероприятия по подготовке к международным спортивным соревнованиям |
- |
- |
21 |
21 |
|||||
1.2. |
Учебно-тренировочные мероприятия по подготовке к чемпионатам России, кубкам России, первенствам России |
- |
14 |
18 |
21 |
|||||
1.3. |
Учебно-тренировочные мероприятия по подготовке к другим всероссийским спортивным соревнованиям |
- |
14 |
18 |
18 |
|||||
1.4. |
Учебно-тренировочные мероприятия по подготовке к официальным спортивным соревнованиям субъекта Российской Федерации |
- |
14 |
14 |
14 |
|||||
2. Специальные учебно-тренировочные мероприятия |
||||||||||
2.1. |
Учебно-тренировочные мероприятия по общей и (или) специальной физической подготовке |
- |
14 |
18 |
18 |
|||||
2.2. |
Восстановительные мероприятия |
- |
- |
До 10 суток |
||||||
2.3. |
Мероприятия для комплексного медицинского обследования |
- |
- |
До 3 суток, но не более 2 раз в год |
||||||
2.4. |
Учебно-тренировочные мероприятия в каникулярный период |
До 21 суток подряд и не более двух учебнотренировочных мероприятий в год |
- |
- |
||||||
2.5. |
Просмотровые учебно-тренировочные мероприятия |
- |
До 60 суток |
|||||||
Объем соревновательной деятельности
Виды спортивных соревнований |
Этапы и годы спортивной подготовки |
|||||
Этап начальной подготовки |
Учебно- тренировочный этап (этап спортивной специализации) |
Этап совершенствования спортивного мастерства |
Этап высшего спортивного мастерства |
|||
До года |
Свыше года |
До трех лет |
Свыше трех лет |
|||
Контрольные |
- |
2 |
3 |
4 |
5 |
5 |
Отборочные |
- |
- |
1 |
1 |
1 |
1 |
Основные |
- |
- |
1 |
1 |
1 |
1 |
6. Годовой учебно-тренировочный план
К иным условиям реализации дополнительной образовательной программы спортивной подготовки относятся трудоемкость дополнительной образовательной программы спортивной подготовки (объемы времени на ее реализацию) с обеспечением непрерывности учебно-тренировочного процесса, а также порядок и сроки формирования учебно-тренировочных групп.
6.1. Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки рассчитывается на 52 недели в год.
Учебно-тренировочный процесс в организации, реализующей дополнительную образовательную программу спортивной подготовки, должен вестись в соответствии с годовым учебно-тренировочным планом (включая период самостоятельной подготовки по индивидуальным планам спортивной подготовки для обеспечения непрерывности учебно-тренировочного процесса).
При включении в учебно-тренировочный процесс самостоятельной подготовки,
ее продолжительность составляет не менее 10% и не более 20% от общего количества часов, предусмотренных годовым учебно-тренировочным планом организации, реализующей дополнительную образовательную программу спортивной подготовки.
6.2. Продолжительность одного учебно-тренировочного занятия при реализации дополнительной образовательной программы спортивной подготовки устанавливается в часах и не должна превышать:
на этапе начальной подготовки – двух часов;
на учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) – трех
часов; на этапе совершенствования спортивного мастерства – четырех часов; на этапе высшего спортивного мастерства – четырех часов.
При проведении более одного учебно-тренировочного занятия в один день суммарная продолжительность занятий не должна составлять более восьми часов.
В часовой объем учебно-тренировочного занятия входят теоретические, практические, восстановительные, медико-биологические мероприятия, инструкторская и судейская практика.
6.3. Работа по индивидуальным планам спортивной подготовки может осуществляться на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства, а также на всех этапах спортивной подготовки в период проведения учебно-тренировочных мероприятий и участия в спортивных соревнованиях.
Годовой учебно-тренировочный план
№ п/п |
Виды спортивной подготовки и иные мероприятия |
Этапы и годы спортивной подготовки |
|||||
Этап начальной подготовки |
Учебнотренировочный этап (этап спортивной специализации) |
Этап совершенствования спортивного мастерства |
Этап высшего спортивного мастерства |
||||
До года |
Свыше года |
До трех лет |
Свыше трех лет |
||||
1. |
Общая физическая |
145 |
182 |
254 |
224 |
281 |
250 |
|
подготовка (%) |
|
|
|
|
|
|
2. |
Специальная физическая подготовка (%) |
35 |
50 |
90 |
118 |
208 |
287 |
3. |
Участие в спортивных соревнованиях (%) |
- |
- |
12 |
24 |
62 |
75 |
4. |
Техническая подготовка (%) |
14 |
22 |
54 |
98 |
135 |
162 |
5. |
Тактическая, теоретическая, психологическая подготовка (%) |
33 |
46 |
75 |
107 |
260 |
350 |
6. |
Инструкторская и судейская практика (%) |
- |
- |
12 |
15 |
32 |
38 |
7. |
Медицинские, медико- биологические, восстановительные мероприятия, тестирование и контроль (%) |
7 |
12 |
23 |
38 |
62 |
86 |
7. Календарный план воспитательной работы
№ п/п |
Направление работы |
Мероприятия |
Сроки проведения |
1. |
Профориентационная деятельность |
||
1.1. |
Судейская практика |
Участие в спортивных соревнованиях различного уровня, в рамках которых предусмотрено: - практическое и теоретическое изучение и применение правил вида спорта и терминологии, принятой в виде спорта; - приобретение навыков судейства и проведения спортивных соревнований в качестве помощника спортивного судьи и (или) помощника секретаря спортивных соревнований; - приобретение навыков самостоятельного судейства спортивных соревнований; - формирование уважительного отношения к решениям спортивных судей; - … |
В течение года |
1.2. |
Инструкторская практика |
Учебно-тренировочные занятия, в рамках которых предусмотрено: - освоение навыков организации и проведения учебно-тренировочных занятий в качестве помощника тренерапреподавателя, инструктора; - составление конспекта учебнотренировочного занятия в соответствии с поставленной задачей; |
В течение года |
|
|
- формирование навыков наставничества; - формирование сознательного отношения к учебно-тренировочному и соревновательному процессам; - формирование склонности к педагогической работе; - … |
|
2. |
Здоровьесбережение |
||
2.1. |
Организация и проведение мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни |
Дни здоровья и спорта, в рамках которых предусмотрено: - формирование знаний и умений в проведении дней здоровья и спорта, спортивных фестивалей (написание положений, требований, регламентов к организации и проведению мероприятий, ведение протоколов); - подготовка пропагандистских акций по формированию здорового образа жизни средствами различных видов спорта; - … |
В течение года |
2.2. |
Режим питания и отдыха |
Практическая деятельность и восстановительные процессы обучающихся: - формирование навыков правильного режима дня с учетом спортивного режима (продолжительности учебнотренировочного процесса, периодов сна, отдыха, восстановительных мероприятий после тренировки, оптимальное питание, профилактика переутомления и травм, поддержка физических кондиций, знание способов закаливания и укрепления иммунитета); - … |
В течение года |
3. |
Патриотическое воспитание обучающихся |
||
3.1. |
Теоретическая подготовка (воспитание патриотизма, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн), готовность к служению Отечеству, его защите на примере роли, традиций и развития вида спорта в современном обществе, легендарных спортсменов в Российской Федерации, в регионе, культура поведения болельщиков и спортсменов на соревнованиях) |
Беседы, встречи, диспуты, другие мероприятия с приглашением именитых спортсменов, тренеров и ветеранов спорта с обучающимися и иные мероприятия, определяемые организацией, реализующей дополнительную образовательную программу спортивной подготовки |
В течение года |
3.2. |
Практическая подготовка (участие в физкультурных мероприятиях и спортивных соревнованиях и иных |
Участие в: - физкультурных и спортивно-массовых мероприятиях, спортивных соревнованиях, в том числе в парадах, церемониях |
В течение года |
|
мероприятиях) |
открытия (закрытия), награждения на указанных мероприятиях; - тематических физкультурно-спортивных праздниках, организуемых в том числе организацией, реализующей дополнительные образовательные программы спортивной подготовки; - … |
|
4. |
Развитие творческого мышления |
||
4.1. |
Практическая подготовка (формирование умений и навыков, способствующих достижению спортивных результатов) |
Семинары, мастер-классы, показательные выступления для обучающихся, направленные на: - формирование умений и навыков, способствующих достижению спортивных результатов; - развитие навыков юных спортсменов и их мотивации к формированию культуры спортивного поведения, воспитания толерантности и взаимоуважения; - правомерное поведение болельщиков; - расширение общего кругозора юных спортсменов; |
В течение года |
5. |
Другое направление работы, определяемое организацией, реализующей дополнительные образовательные программы спортивной подготовки |
… |
… |
8. План мероприятий, направленный на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним
Этап спортивной подготовки |
Содержание мероприятия и его форма |
Сроки проведения |
Рекомендации по проведению мероприятий |
Этап начальной подготовки |
Беседы тренеров с спортсменами. Прослушивание лекций в он – лайн формате на платформе Русада. |
В течении года. Прослушивание он – лайн лекций до 30 декабря текущего года |
Активное использование современных информационных ресурсов и IT технологий |
Учебнотренировочный этап (этап спортивной специализации) |
Беседы тренеров с спортсменами. Прослушивание лекций в он – лайн формате на платформе Русада. Получение сертификатов Русады спортсменам принимающим участие в официальных спортивных мероприятиях. ... |
Прослушивание он лайн лекций до 30 декабря текущего года |
Активное использование современных информационных ресурсов и IT технологий |
Этапы совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства |
Прослушивание лекций в он – лайн формате на платформе Русада. Получение сертификатов Русады спортсменам принимающим участие в официальных спортивных мероприятиях. |
Прослушивание он лайн лекций до 30 декабря текущего года. Просмотр видео материалов из интернет – копилки ГБУ РД СШ «Халимбекаул» ... |
Активное использование современных информационных ресурсов и IT технологий |
9. Планы инструкторской и судейской практики
№ п/п |
Виды спортивной подготовки и иные мероприятия |
Этапы и годы спортивной подготовки |
|||||
Этап начальной подготовки |
Учебнотренировочный этап (этап спортивной специализации) |
Этап совершенство вания спортивного мастерства |
Этап высшего спортивног о мастерства |
||||
До года |
Свыше года |
До трех лет |
Свыше трех лет |
||||
6. |
Инструкторская и судейская практика (%) |
|
|
12 |
15 |
32 |
38 |
10. Планы медицинских, медико-биологических мероприятий и применения восстановительных средств
№ п/п |
Виды спортивной подготовки и иные мероприятия |
Этапы и годы спортивной подготовки |
|||||
Этап начальной подготовки |
Учебнотренировочный этап (этап спортивной специализации) |
Этап совершенство вания спортивного мастерства |
Этап высшего спортивног о мастерства |
||||
До года |
Свыше года |
До трех лет |
Свыше трех лет |
||||
7. |
Медицинские, медико- биологические, восстановительные мероприятия, тестирование и контроль (%) |
7 |
12 |
23 |
38 |
62 |
86 |
III. Система контроля
11. По итогам освоения Программы применительно к этапам спортивной подготовки лицу, проходящему спортивную подготовку (далее – обучающийся), необходимо выполнить следующие требования к результатам прохождения Программы, в том числе, к участию в спортивных соревнованиях:
11.1. На этапе начальной подготовки: изучить основы безопасного поведения при занятиях спортом; повысить уровень физической подготовленности;
овладеть основами техники вида спорта «спортивная борьба»; получить общие знания об антидопинговых правилах; соблюдать антидопинговые правила;
ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания)
по видам спортивной подготовки.
11.2. На учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации):
повышать уровень физической, технической, тактической, теоретической
и психологической подготовленности; изучить правила безопасности при занятиях видом спорта «спортивная борьба»
и успешно применять их в ходе проведения учебно-тренировочных занятий и участия в спортивных соревнованиях; соблюдать режим учебно-тренировочных занятий; изучить основные методы саморегуляции и самоконтроля;
овладеть общими теоретическими знаниями о правилах вида спорта «спортивная
борьба»; изучить антидопинговые правила;
соблюдать антидопинговые правила и не иметь их нарушений;
ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания)
по видам спортивной подготовки; принимать участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже уровня
спортивных соревнований муниципального образования на первом, втором и третьем году;
принимать участие в официальных спортивных соревнованиях
не ниже уровня спортивных соревнований субъекта Российской Федерации, начиная с четвертого года; получить уровень спортивной квалификации (спортивный разряд), необходимый
для зачисления и перевода на этап совершенствования спортивного мастерства.
11.3. На этапе совершенствования спортивного мастерства:
повышать уровень физической, технической, тактической, теоретической
и психологической подготовленности; соблюдать режим учебно-тренировочных занятий (включая самостоятельную
подготовку), спортивных мероприятий, восстановления и питания; приобрести знания и навыки оказания первой доврачебной помощи; овладеть теоретическими знаниями о правилах вида спорта «спортивная
борьба»; выполнить план индивидуальной подготовки; закрепить и углубить знания антидопинговых правил; соблюдать антидопинговые правила и не иметь их нарушений;
ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания)
по видам спортивной подготовки; демонстрировать высокие спортивные результаты в официальных спортивных
соревнованиях; показывать результаты, соответствующие присвоению спортивного разряда
«кандидат в мастера спорта» не реже одного раза в два года; принимать участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже уровня
межрегиональных спортивных соревнований; получить уровень спортивной квалификации (спортивный разряд), необходимый
для зачисления и перевода на этап высшего спортивного мастерства.
11.4. На этапе высшего спортивного мастерства:
совершенствовать уровень общей физической и специальной физической,
технической, тактической, теоретической и психологической подготовленности; соблюдать режим учебно-тренировочных занятий (включая самостоятельную
подготовку), спортивных мероприятий, восстановления и питания; выполнить план индивидуальной подготовки;
знать и соблюдать антидопинговые правила, не иметь нарушений таких правил; ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания)
по видам спортивной подготовки; принимать участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже уровня
всероссийских спортивных соревнований; показывать результаты, соответствующие присвоению спортивного звания «мастер спорта России» или выполнить нормы и требования, необходимые для присвоения спортивного звания «мастер спорта России международного класса» не реже одного раза в два года;
достичь результатов уровня спортивной сборной команды субъекта
Российской Федерации и (или) спортивной сборной команды Российской Федерации; демонстрировать высокие спортивные результаты в межрегиональных,
всероссийских и международных официальных спортивных соревнованиях.
12. Оценка результатов освоения Программы сопровождается аттестацией обучающихся, проводимой приемно-переводной комиссией, утвержденной приказом директора школы. На основе разработанных и утвержденных нормативов контрольных упражнений по ОФП и СФП. А также с учетом результатов участия обучающихся в спортивных соревнованиях и выполнения ими спортивных разрядов и званий:
А) ГНП – 1, 2
Б) УТГ-1, 2, 3, - 3-й – 1-й юношеские разряды
В) УТГ свыше 3 – х лет -3-й – 1-й взрослые разряды
Г) ГСС-КМС
Д) ГВСМ – МС; МСМК
13. Контрольные и контрольно-переводные нормативы (испытания) по видам спортивной подготовки и уровень спортивной квалификации обучающихся по годам и этапам спортивной подготовки
Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для зачисления и перевода на этап начальной подготовки по виду спорта «спортивная борьба»
№ п/п |
Упражнения |
Единица измерения |
Норматив до года обучения |
Норматив свыше года обучения |
||||
мальчики |
девочки |
мальчики |
девочки |
|||||
1. Нормативы общей физической подготовки |
|
|||||||
1.1. |
Бег на 30 м |
с |
не более |
не более |
||||
6,9 |
7,1 |
6,7 |
6,8 |
|||||
1.2. |
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу |
количество раз |
не менее |
не менее |
||||
7 |
4 |
10 |
6 |
|||||
1.3. |
Наклон вперед |
см |
не менее |
не менее |
||||
|
из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи) |
|
+1 |
+3 |
|
+3 |
+5 |
|
1.4. |
Прыжок в длину с места толчком двумя ногами |
см |
не менее |
|
не менее |
|||
110 |
105 |
|
120 |
115 |
||||
1.5. |
Метание теннисного мяча в цель, дистанция 6 м |
количество попаданий |
не менее |
|
не менее |
|||
2 |
1 |
|
3 |
2 |
||||
2. Нормативы специальной физической подготовки |
|
|||||||
2.1 |
Стоя ровно, на одной ноге, руки на поясе. Фиксация положения |
с |
не менее |
|
не менее |
|||
10,0 |
8,0 |
|
12,0 |
10,0 |
||||
2.2 |
Подъем ног до хвата руками в висе на гимнастической стенке |
количество раз |
не менее |
|
не менее |
|||
2 |
|
3 |
||||||
Нормативы общей физической и специальной физической подготовки, уровень спортивной квалификации (спортивные разряды) для зачисления и перевода на
учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации) по виду спорта
«спортивная борьба»
№ п/п |
Упражнения |
Единица измерения |
Норматив |
||
мальчики/ юноши |
девочки/ девушки |
||||
|
1. Нормативы общей физической подготовки |
||||
1.1. |
Бег на 60 м |
с |
не более |
||
10,4 |
10,9 |
||||
1.2. |
Бег на 1500 м |
мин, с |
не более |
||
8.05 |
8.29 |
||||
1.3. |
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу |
количество раз |
не менее |
||
20 |
15 |
||||
1.4. |
Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи) |
см |
не менее |
||
+5 |
+6 |
||||
1.5. |
Челночный бег 3х10 м |
с |
не более |
||
8,7 9,1 |
|||||
1.6. |
Прыжок в длину с места толчком двумя ногами |
см |
не менее |
||
160 |
145 |
||||
1.7. |
Подтягивание из виса на высокой перекладине |
количество раз |
не менее |
||
7 |
- |
||||
1.8. |
Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине 90 см |
количество раз |
не менее |
||
- |
11 |
||||
|
2. Нормативы специальной физической подготовки |
||||
2.1. |
Подъем выпрямленных ног из виса на гимнастической стенке в положение «угол» |
количество раз |
не менее |
||
6 |
4 |
||||
2.2. |
Прыжок в высоту с места |
см |
не менее |
||
40 |
|||||
2.3. |
Тройной прыжок с места |
м |
не менее |
||
5 |
|||||
2.4. |
Бросок набивного мяча (3кг) вперед из-за головы |
м |
не менее |
||
5,2 |
|||||
2.5. |
Бросок набивного мяча (3 кг) назад |
м |
не менее |
||
|
|
|
6,0 |
||
3. Уровень спортивной квалификации |
|||||
3.1. |
Период обучения на этапах спортивной подготовки (до трех лет) |
спортивные разряды – «третий юношеский спортивный разряд», «второй юношеский спортивный разряд», «первый юношеский спортивный разряд» |
|||
3.2. |
Период обучения на этапах спортивной подготовки (свыше трех лет) |
спортивные разряды – «третий спортивный разряд», «второй спортивный разряд», «первый спортивный разряд» |
|||
Нормативы общей физической и специальной физической подготовки, уровень спортивной квалификации (спортивные разряды) для зачисления и перевода на этап совершенствования спортивного мастерства по виду спорта «спортивная борьба»
№ п/п |
Упражнения |
Единица измерения |
Норматив |
|
юноши |
девушки |
|||
|
1. Нормативы общей физической подготовки |
|||
1.1. |
Бег на 60 м |
с |
не более |
|
8,2 |
9,6 |
|||
1.2. |
Бег на 2000 м |
мин, с |
не более |
|
8.10 |
10.0 |
|||
1.3. |
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу |
количество раз |
не менее |
|
36 |
15 |
|||
1.4. |
Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи) |
см |
не менее |
|
+11 |
+15 |
|||
1.5. |
Челночный бег 3х10 м |
с |
не более |
|
7,2 |
8,0 |
|||
1.6. |
Прыжок в длину с места толчком двумя ногами |
см |
не менее |
|
215 |
180 |
|||
1.7. |
Поднимание туловища из положения лежа на спине (за 1 мин) |
количество раз |
не менее |
|
49 |
43 |
|||
1.8. |
Подтягивание из виса на высокой перекладине |
количество раз |
не менее |
|
15 - |
||||
1.9. |
Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине 90 см |
количество раз |
не менее |
|
- |
20 |
|||
|
2. Нормативы специальной физической подготовки |
|||
2.1. |
Подъем выпрямленных ног из виса на гимнастической стенке в положение «угол» |
количество раз |
не менее |
|
15 |
8 |
|||
2.2. |
Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях |
количество раз |
не менее |
|
20 |
||||
2.3. |
Прыжок в высоту с места |
см |
не менее |
|
47 |
||||
2.4. |
Тройной прыжок с места |
м |
не менее |
|
6,0 |
||||
2.5. |
Бросок набивного мяча (3кг) вперед |
м |
не менее |
|
|
из-за головы |
|
7,0 |
|
2.6. |
Бросок набивного мяча (3 кг) назад |
м |
не менее |
|
6,3 |
||||
|
3. Уровень спортивной квалификации |
|||
3.1. |
Спортивный разряд «кандидат в мастера спорта» |
Нормативы общей физической и специальной физической подготовки, уровень спортивной квалификации (спортивные звания) для зачисления и перевода на этап высшего спортивного мастерства по виду спорта «спортивная борьба»
№ п/п |
Упражнения |
Единица измерения |
Норматив |
|
юноши/ мужчины |
девушки/ женщины |
|||
|
1. Нормативы общей физической подготовки |
|||
1.1. |
Бег на 2000 м |
мин, с |
не более |
|
- |
9.50 |
|||
1.2. |
Бег на 3000 м |
мин, с |
не более |
|
12.40 |
- |
|||
1.3. |
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу |
количество раз |
не менее |
|
42 |
16 |
|||
1.4. |
Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи) |
см |
не менее |
|
+13 |
+16 |
|||
1.5. |
Челночный бег 3х10 м |
с |
не более |
|
6,9 |
7,9 |
|||
1.6. |
Прыжок в длину с места толчком двумя ногами |
см |
не менее |
|
230 185 |
||||
1.7. |
Поднимание туловища из положения лежа на спине (за 1 мин) |
количество раз |
не менее |
|
50 |
44 |
|||
1.8. |
Подтягивание из виса на высокой перекладине |
количество раз |
не менее |
|
15 |
- |
|||
1.9. |
Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине 90 см |
количество раз |
не менее |
|
- |
20 |
|||
|
2. Нормативы специальной физической подготовки |
|||
2.1. |
Подъем выпрямленных ног из виса на гимнастической стенке в положение «угол» |
количество раз |
не менее |
|
15 |
8 |
|||
2.2. |
Тройной прыжок с места |
м |
не менее |
|
6,2 |
||||
2.3. |
Прыжок в высоту с места |
см |
не менее |
|
52 |
||||
2.4. |
Бросок набивного мяча (3кг) вперед из-за головы |
м |
не менее |
|
8,0 |
||||
2.5. |
Бросок набивного мяча (3 кг) назад |
м |
не менее |
|
9,0 |
||||
|
3. Уровень спортивной квалификации |
|||
3.1. |
Спортивное звание «мастер спорта России» |
V. Рабочая программа по виду спорта (спортивной дисциплине)
14. Программный материал для учебно-тренировочных занятий по каждому этапу спортивной подготовки
15. Учебно-тематический план
Этап спортивно й подготовк и |
Темы по теоретической подготовке |
Объем времени в год (минут) |
Сроки проведе ния |
Краткое содержание |
Этап начальной подготовк и |
Всего на этапе начальной подготовки до одного года обучения/ свыше одного года обучения: |
≈ 120/180 |
|
|
История возникновения вида спорта и его развитие |
≈ 13/20 |
сентябрь |
Зарождение и развитие вида спорта. Автобиографии выдающихся спортсменов. Чемпионы и призеры Олимпийских игр. |
|
Физическая культура – важное средство физического развития и укрепления здоровья человека |
≈ 13/20 |
октябрь |
Понятие о физической культуре и спорте. Формы физической культуры. Физическая культура как средство воспитания трудолюбия, организованности, воли, нравственных качеств и жизненно важных умений и навыков. |
|
Гигиенические основы физической культуры и спорта, гигиена обучающихся при занятиях физической культурой и спортом |
≈ 13/20 |
ноябрь |
Понятие о гигиене и санитарии. Уход за телом, полостью рта и зубами. Гигиенические требования к одежде и обуви. Соблюдение гигиены на спортивных объектах. |
|
Закаливание организма |
≈ 13/20 |
декабрь |
Знания и основные правила закаливания. Закаливание воздухом, водой, солнцем. Закаливание на занятиях физической культуры и спортом. |
|
Самоконтроль в процессе занятий физической культуры и спортом |
≈ 13/20 |
январь |
Ознакомление с понятием о самоконтроле при занятиях физической культурой и спортом. Дневник самоконтроля. Его формы и содержание. Понятие о травматизме. |
|
Теоретические основы обучения базовым элементам техники и тактики вида спорта |
≈ 13/20 |
май |
Понятие о технических элементах вида спорта. Теоретические знания по технике их выполнения. |
|
Теоретические основы судейства. Правила вида спорта |
≈ 14/20 |
июнь |
Понятийность. Классификация спортивных соревнований. Команды (жесты) спортивных судей. Положение о спортивном соревновании. Организационная работа по подготовке спортивных соревнований. Состав и |
|
|
|
|
обязанности спортивных судейских бригад. Обязанности и права участников спортивных соревнований. Система зачета в спортивных соревнованиях по виду спорта. |
Режим дня и питание обучающихся |
≈ 14/20 |
август |
Расписание учебно-тренировочного и учебного процесса. Роль питания в жизнедеятельности. Рациональное, сбалансированное питание. |
|
Оборудование и спортивный инвентарь по виду спорта |
≈ 14/20 |
ноябрьмай |
Правила эксплуатации и безопасного использования оборудования и спортивного инвентаря. |
|
Учебнотренировочный этап (этап спортивной специализации) |
Всего на учебнотренировочном этапе до трех лет обучения/ свыше трех лет обучения: |
≈ 600/960 |
|
|
Роль и место физической культуры в формировании личностных качеств |
≈ 70/107 |
сентябрь |
Физическая культура и спорт как социальные феномены. Спорт – явление культурной жизни. Роль физической культуры в формировании личностных качеств человека. Воспитание волевых качеств, уверенности в собственных силах. |
|
История возникновения олимпийского движения |
≈ 70/107 |
октябрь |
Зарождение олимпийского движения. Возрождение олимпийской идеи. Международный Олимпийский комитет (МОК). |
|
Режим дня и питание обучающихся |
≈ 70/107 |
ноябрь |
Расписание учебно-тренировочного и учебного процесса. Роль питания в подготовке обучающихся к спортивным соревнованиям. Рациональное, сбалансированное питание. |
|
Физиологические основы физической культуры |
≈ 70/107 |
декабрь |
Спортивная физиология. Классификация различных видов мышечной деятельности. Физиологическая характеристика состояний организма при спортивной деятельности. Физиологические механизмы развития двигательных навыков. |
|
Учет соревновательной деятельности, самоанализ обучающегося |
≈ 70/107 |
январь |
Структура и содержание Дневника обучающегося. Классификация и типы спортивных соревнований. |
|
Теоретические основы техникотактической подготовки. Основы техники вида спорта |
≈ 70/107 |
май |
Понятийность. Спортивная техника и тактика. Двигательные представления. Методика обучения. Метод использования слова. Значение рациональной техники в достижении высокого спортивного результата. |
|
Психологическая подготовка |
≈ 60/106 |
сентябрь- апрель |
Характеристика психологической подготовки. Общая психологическая подготовка. Базовые волевые качества личности. Системные волевые качества личности |
|
Оборудование, спортивный |
≈ 60/106 |
декабрьмай |
Классификация спортивного инвентаря и экипировки для вида спорта, подготовка |
|
инвентарь и экипировка по виду спорта |
|
|
к эксплуатации, уход и хранение. Подготовка инвентаря и экипировки к спортивным соревнованиям. |
Правила вида спорта |
≈ 60/106 |
декабрьмай |
Деление участников по возрасту и полу. Права и обязанности участников спортивных соревнований. Правила поведения при участии в спортивных соревнованиях. |
|
Этап совершенст во-вания спортивног о мастерства |
Всего на этапе совершенствовани я спортивного мастерства: |
≈ 1200 |
|
|
Олимпийское движение. Роль и место физической культуры в обществе. Состояние современного спорта |
≈ 200 |
сентябрь |
Олимпизм как метафизика спорта. Социокультурные процессы в современной России. Влияние олимпизма на развитие международных спортивных связей и системы спортивных соревнований, в том числе, по виду спорта. |
|
Профилактика травматизма. Перетренированнос ть/ недотренированнос ть |
≈ 200 |
октябрь |
Понятие травматизма. Синдром «перетренированности». Принципы спортивной подготовки. |
|
Учет соревновательной деятельности, самоанализ обучающегося |
≈ 200 |
ноябрь |
Индивидуальный план спортивной подготовки. Ведение Дневника обучающегося. Классификация и типы спортивных соревнований. Понятия анализа, самоанализа учебнотренировочной и соревновательной деятельности. |
|
Психологическая подготовка |
≈ 200 |
декабрь |
Характеристика психологической подготовки. Общая психологическая подготовка. Базовые волевые качества личности. Системные волевые качества личности. Классификация средств и методов психологической подготовки обучающихся. |
|
Подготовка обучающегося как многокомпонентны й процесс |
≈ 200 |
январь |
Современные тенденции совершенствования системы спортивной тренировки. Спортивные результаты – специфический и интегральный продукт соревновательной деятельности. Система спортивных соревнований. Система спортивной тренировки. Основные направления спортивной тренировки. |
|
Спортивные соревнования как функциональное и структурное ядро спорта |
≈ 200 |
февральмай |
Основные функции и особенности спортивных соревнований. Общая структура спортивных соревнований. Судейство спортивных соревнований. Спортивные результаты. Классификация спортивных достижений. |
|
Восстановительные средства и мероприятия |
в переходный период спортивной подготовки |
Педагогические средства восстановления: рациональное построение учебно-тренировочных занятий; рациональное чередование тренировочных нагрузок различной |
|
|
|
направленности; организация активного отдыха. Психологические средства восстановления: аутогенная тренировка; психорегулирующие воздействия; дыхательная гимнастика. Медикобиологические средства восстановления: питание; гигиенические и физиотерапевтические процедуры; баня; массаж; витамины. Особенности применения восстановительных средств. |
|
|
… |
… |
… |
|
Этап высшего спортивног о мастерства |
Всего на этапе высшего спортивного мастерства: |
≈ 600 |
|
|
Физическое, патриотическое, нравственное, правовое и эстетическое воспитание в спорте. Их роль и содержание в спортивной деятельности |
≈ 120 |
сентябрь |
Задачи, содержание и пути патриотического, нравственного, правового и эстетического воспитания на занятиях в сфере физической культуры и спорта. Патриотическое и нравственное воспитание. Правовое воспитание. Эстетическое воспитание. |
|
Социальные функции спорта |
≈ 120 |
октябрь |
Специфические социальные функции спорта (эталонная и эвристическая). Общие социальные функции спорта (воспитательная, оздоровительная, эстетическая функции). Функция социальной интеграции и социализации личности. |
|
Учет соревновательной деятельности, самоанализ обучающегося |
≈ 120 |
ноябрь |
Индивидуальный план спортивной подготовки. Ведение Дневника обучающегося. Классификация и типы спортивных соревнований. Понятия анализа, самоанализа учебнотренировочной и соревновательной деятельности. |
|
Подготовка обучающегося как многокомпонентны й процесс |
≈ 120 |
декабрь |
Современные тенденции совершенствования системы спортивной тренировки. Спортивные результаты – специфический и интегральный продукт соревновательной деятельности. Система спортивных соревнований. Система спортивной тренировки. Основные направления спортивной тренировки. |
|
Спортивные соревнования как функциональное и структурное ядро спорта |
≈ 120 |
май |
Основные функции и особенности спортивных соревнований. Общая структура спортивных соревнований. Судейство спортивных соревнований. Спортивные результаты. Классификация спортивных достижений. Сравнительная характеристика некоторых видов спорта, различающихся по результатам соревновательной деятельности |
|
Восстановительные средства и мероприятия |
в переходный период спортивной подготовки |
Педагогические средства восстановления: рациональное построение учебно-тренировочных |
||
|
|
|
занятий; рациональное чередование тренировочных нагрузок различной направленности; организация активного отдыха. Психологические средства восстановления: аутогенная тренировка; психорегулирующие воздействия; дыхательная гимнастика. Медикобиологические средства восстановления: питание; гигиенические и физиотерапевтические процедуры; баня; массаж; витамины. Особенности применения различных восстановительных средств. Организация восстановительных мероприятий в условиях учебнотренировочных мероприятий |
VI. Особенности осуществления спортивной подготовки по отдельным спортивным дисциплинам
16.К особенностям осуществления спортивной подготовки по отдельным спортивным дисциплинам вида спорта «спортивная борьба» относятся:
16.1. Особенности осуществления спортивной подготовки по отдельным спортивным дисциплинам вида спорта «спортивная борьба» основаны на особенностях вида спорта «спортивная борьба» и его спортивных дисциплин. Реализация дополнительных образовательных программ спортивной подготовки проводится с учетом этапа спортивной подготовки и спортивных дисциплин вида спорта «спортивная борьба», по которым осуществляется спортивная подготовка.
16.2. При проведении учебно-тренировочных мероприятий с обучающимися, не достигшими девятилетнего возраста, по спортивным дисциплинам вида спорта «спортивная борьба» на этапе начальной подготовки первого и второго года обучения, не допускается применение спаррингов, поединков, схваток, аналогичных форм контактных взаимодействий между обучающимися, и (или) лицами, осуществляющими спортивную подготовку, а также участия в спортивных соревнованиях.
Спортивная подготовка на этапе начальной подготовки первого и второго года обучения, должна быть направлена на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники отдельных спортивных дисциплин вида спорта «спортивная борьба».
Особенности осуществления спортивной подготовки по спортивным дисциплинам вида спорта «спортивная борьба» учитываются организациями, реализующими дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, при формировании дополнительных образовательных программ спортивной подготовки, в том числе годового учебно-тренировочного плана.
Для зачисления на этап спортивной подготовки лицо, желающее пройти спортивную подготовку, должно достичь установленного возраста в календарный год зачисления на соответствующий этап спортивной подготовки.
Возраст обучающихся на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства не ограничивается при условии вхождения их в список кандидатов в спортивную сборную команду субъекта Российской Федерации по виду спорта «спортивная борьба» и участия в официальных спортивных соревнованиях по виду спорта «спортивная борьба» не ниже уровня всероссийских спортивных соревнований. В зависимости от условий и организации учебно-тренировочных занятий,
а также условий проведения спортивных соревнований подготовка обучающихся осуществляется на основе обязательного соблюдения требований безопасности, учитывающих особенности осуществления спортивной подготовки по спортивным дисциплинам вида спорта «спортивная борьба».
VII. Условия реализации дополнительной образовательной программы спортивной подготовки
17. Материально-технические условия реализации Программы
Требования к материально-техническим условиям реализации этапов спортивной подготовки предусматривают (в том числе на основании договоров, заключенных в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, существенным условием которых является право пользования соответствующей материально-технической базой и (или) объектом инфраструктуры):
наличие тренировочного спортивного зала; наличие тренажерного зала; наличие раздевалок, душевых;
наличие медицинского пункта, оборудованного в соответствии с приказом Минздрава России от 23.10.2020 № 1144н «Об утверждении порядка организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)» и форм медицинских заключений о допуске к участию физкультурных и спортивных мероприятиях» (зарегистрирован Минюстом России 03.12.2020, регистрационный № 61238)[1]; обеспечение оборудованием и спортивным инвентарем, необходимыми
для прохождения спортивной подготовки обеспечение спортивной экипировкой
обеспечение обучающихся проездом к месту проведения спортивных
мероприятий и обратно; обеспечение обучающихся питанием и проживанием в период проведения
спортивных мероприятий; медицинское обеспечение обучающихся, в том числе организацию систематического медицинского контроля.
Обеспечение оборудованием и спортивным инвентарем, необходимыми
для прохождения спортивной подготовки
№ п/п |
Наименование |
Единица измерения |
Количество |
1. |
Ковер борцовский (12x12 м) |
комплект |
1 |
2. |
Весы до 200 кг |
штук |
1 |
3. |
Гантели массивные (от 0,5 до 5 кг) |
комплект |
3 |
4. |
Гири спортивные (16, 24 и 32 кг) |
комплект |
1 |
5. |
Гонг боксерский |
штук |
1 |
6. |
Доска информационная |
штук |
1 |
7. |
Зеркало (2х3 м) |
штук |
1 |
8. |
Игла для накачивания спортивных мячей |
штук |
3 |
9. |
Кушетка массажная |
штук |
1 |
10. |
Лонжа ручная |
штук |
2 |
11. |
Манекены тренировочные для борьбы |
комплект |
1 |
12. |
Мат гимнастический |
штук |
18 |
13. |
Мяч набивной (медицинбол) (от 3 до 12 кг) |
комплект |
2 |
14. |
Мяч баскетбольный |
штук |
2 |
15. |
Мяч футбольный |
штук |
2 |
16. |
Насос универсальный (для накачивания спортивных мячей) |
штук |
1 |
17. |
Скакалка гимнастическая |
штук |
12 |
18. |
Скамейка гимнастическая |
штук |
2 |
19. |
Стеллаж для хранения гантелей |
штук |
1 |
20. |
Стенка гимнастическая |
штук |
8 |
21. |
Табло информационное световое электронное |
комплект |
1 |
22. |
Урна-плевательница |
штук |
1 |
23. |
Штанга тяжелоатлетическая тренировочная |
комплект |
1 |
24. |
Эспандер плечевой резиновый |
штук |
12 |
|
Для спортивных дисциплин, содержащих в своем наименовании слово «панкратион» |
||
25. |
Груша боксерская |
штук |
2 |
26. |
Лапы боксерские |
штук |
5 |
26. |
Лапы-ракетки |
штук |
5 |
27 |
Манекен с меняющимся центром тяжести |
штук |
2 |
28. |
Мешок боксерский |
штук |
4 |
29. |
Подушка настенная боксерская |
штук |
2 |
30. |
Тренажер «сухая гребля» |
штук |
2 |
31. |
Тренажер универсальный |
штук |
2 |
Обеспечение спортивной экипировкой
№ п/п |
Наименован ие |
Единиц а измерен ия |
Расчетная единица |
Этапы спортивной подготовки |
|||||||
Этап начальной подготовки |
Учебнотренировочный этап (этап спортивной специализации) |
Этап совершенствов ания спортивного мастерства |
Этап высшего спортивного мастерства |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
1. |
Борцовки (обувь) |
пар |
на обучающег ося |
- |
- |
- |
- |
2 |
- |
2 |
- |
2. |
Костюм ветрозащитн ый |
штук |
на обучающег ося |
- |
- |
- |
- |
1 |
- |
1 |
- |
3. |
Костюм разминочны й |
штук |
на обучающег ося |
- |
- |
- |
- |
1 |
- |
1 |
- |
4. |
Кроссовки для зала |
пар |
на обучающег ося |
- |
- |
- |
- |
1 |
- |
1 |
- |
5. |
Кроссовки легкоатлети ческие |
пар |
на обучающег ося |
- |
- |
- |
- |
1 |
- |
1 |
- |
6. |
Наколенник и (фиксаторы коленных суставов) |
компл ект |
на обучающег ося |
- |
- |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
7. |
Налокотник и (фиксаторы локтевых суставов) |
компл ект |
на обучающег ося |
- |
- |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |