ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ВИДУ СПОРТА «УШУ»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ВИДУ СПОРТА «УШУ»
I. Общие положения
1. Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки по
виду спорта "ушу" (далее - Программа) предназначена для организации образовательной деятельности по спортивной подготовке ушу с учетом совокупности минимальных требований к спортивной подготовке, определенных федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта "ушу", утвержденным приказом Минспорта России от 23 ноября 2022 г. N 1065 <1> (далее - ФССП).
2. Целью Программы является достижение спортивных результатов на основе соблюдения спортивных и педагогических принципов в учебно-тренировочном процессе в условиях многолетнего, круглогодичного и поэтапного процесса спортивной подготовки.
II. Характеристика дополнительной образовательной программы спортивной подготовки
3. Сроки реализации этапов спортивной подготовки и возрастные границы лиц, проходящих спортивную подготовку, по отдельным этапам, количество лиц, проходящих спортивную подготовку в группах на этапах спортивной подготовки
Этапы спортивной подготовки |
Срок реализации этапов спортивной подготовки (лет) |
Возрастные границы лиц, проходящих спортивную подготовку (лет) |
Наполняемость (человек) |
Для спортивных дисциплин таолу, кунгфу - традиционное ушу, юнчуньцюань - гуйдин, юнчуньцюань - гунь, юнчуньцюань - мужэньчжуан, юнчуньцюань - традиционные формы, юнчуньцюань - шуандао |
|||
Этап начальной подготовки |
2 |
7 |
10-20 |
Учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации) |
5 |
8 |
8-16 |
Этап совершенствования спортивного мастерства |
не ограничивается |
12 |
2-10 |
Этап высшего спортивного мастерства |
не ограничивается |
14 |
1-4 |
Для спортивных дисциплин саньда, юнчуньцюань - весовая категория |
|||
Этап начальной подготовки |
2 |
10 |
10-20 |
Учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации) |
5 |
12 |
8-16 |
Этап совершенствования спортивного мастерства |
не ограничивается |
14 |
2-10 |
Этап высшего спортивного мастерства |
не ограничивается |
16 |
1-4 |
4. Объем дополнительной образовательной программы спортивной подготовки
Этапный норматив |
Этапы и годы спортивной подготовки |
|||||
Этап начальной подготовки |
Учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации) |
Этап совершенствования спортивного мастерства |
Этап высшего спортивного мастерства |
|||
До года |
Свыше года |
До трех лет |
Свыше трех лет |
|||
Количество часов в неделю |
4,5 |
6 |
8 |
12 |
16 |
20 |
Общее количество часов в год |
234 |
312 |
416 |
624 |
832 |
1040 |
5. Виды обучения, применяющиеся при реализации дополнительной образовательной программы спортивной подготовки:
- Учебно-тренировочные занятия с группой, сформированной с учетом избранного вида спорта, возрастных и гендерных особенностей занимающихся.
- Учебно-индивидуальные тренировочные занятия, проводимые согласно тренировочным планам с одним или несколькими занимающимися, объединенными для подготовки к выступлениям на спортивных соревнованиях в пару, группу.
- Самостоятельная работа занимающихся по индивидуальным планам.
- Тестирование, промежуточные и итоговые, аттестация обучающихся (для прохождения обучения по дополнительным программам спортивной подготовки)
- Работа по индивидуальным планам спортивной подготовки в обязательном порядке осуществляется на этапах СС и ВСМ.
Учебно-тренировочные мероприятия
N п/п |
Виды учебнотренировочных мероприятий |
Предельная продолжительность учебно-тренировочных мероприятий по этапам спортивной подготовки (количество суток) (без учета времени следования к месту проведения учебнотренировочных мероприятий и обратно) |
||||
Этап начальной подготовки |
Учебнотренировочны й этап (этап спортивной специализации ) |
Этап совершенствования спортивного мастерства |
Этап высшего спортивного мастерства |
|||
1. Учебно-тренировочные мероприятия по подготовке к спортивным соревнованиям |
||||||
1.1. |
Учебно-тренировочные мероприятия по подготовке к международным спортивным соревнованиям |
- |
- |
21 |
21 |
|
1.2. |
Учебно-тренировочные |
- |
14 |
18 |
21 |
|
|
мероприятия по подготовке к чемпионатам России, кубкам России, первенствам России |
|
|
|
|
|
1.3. |
Учебно-тренировочные мероприятия по подготовке к другим всероссийским спортивным соревнованиям |
- |
14 |
18 |
18 |
|
1.4. |
Учебно-тренировочные мероприятия по подготовке к официальным спортивным соревнованиям субъекта Российской Федерации |
- |
14 |
14 |
14 |
|
2. Специальные учебно-тренировочные мероприятия |
|
|||||
2.1. |
Учебно-тренировочные мероприятия по общей и (или) специальной физической подготовке |
- |
14 |
18 |
18 |
|
2.2. |
Восстановительные мероприятия |
- |
- |
До 10 суток |
|
|
2.3. |
Мероприятия для комплексного медицинского обследования |
- |
- |
До 3 суток, но не более 2 раз в год |
|
|
2.4. |
Учебно-тренировочные мероприятия в каникулярный период |
До 21 суток подряд и не более двух учебно-тренировочных мероприятий в год |
- |
- |
||
2.5. |
Просмотровые учебнотренировочные мероприятия |
- |
До 60 суток |
|
||
Объем соревновательной деятельности
Виды спортивных соревнований |
Этапы и годы спортивной подготовки |
||||||
Этап начальной подготовки |
Учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации) |
Этап совершенствования спортивного мастерства |
Этап высшего спортивного мастерства |
||||
До года |
Свыше года |
До трех лет |
Свыше трех лет |
До года |
Свыше года |
||
Для спортивных дисциплин таолу, кунгфу - традиционное ушу, юнчуньцюань - гуйдин, юнчуньцюань - гунь, юнчуньцюань - мужэньчжуан, юнчуньцюань - традиционные формы, юнчуньцюань - шуандао |
|||||||
Контрольные |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Отборочные |
- |
- |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Основные |
1 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Для спортивных дисциплин саньда, юнчуньцюань - весовая категория |
|||||||
Контрольные |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Отборочные |
- |
- |
2 |
2 |
3 |
4 |
4 |
Основные |
- |
- |
2 |
3 |
3 |
4 |
4 |
6. Годовой учебно-тренировочный план
К иным условиям реализации дополнительной образовательной программы спортивной подготовки относятся трудоемкость дополнительной образовательной программы спортивной подготовки (объемы времени на ее реализацию) с обеспечением непрерывности учебнотренировочного процесса, а также порядок и сроки формирования учебно-тренировочных групп.
Соотношение видов спортивной подготовки и иных мероприятий в структуре учебно-тренировочного процесса на этапах спортивной подготовки
№ п/п |
Виды спортивной подготовки и иные мероприятия |
Этапы и годы спортивной подготовки |
|||||
Этап начальной подготовки |
Учебнотренировочный этап (этап спортивной специализации) |
Этап совершенствования спортивного мастерства |
Этап высшего спортивного мастерства |
||||
До года |
Свыше года |
До трех лет |
Свыше трех лет |
||||
Для спортивных дисциплин таолу, кунгфу - традиционное ушу, юнчуньцюань - гуйдин, юнчуньцюань - гунь, юнчуньцюань - мужэньчжуан, юнчуньцюань - традиционные формы, юнчуньцюань - шуандао |
|||||||
1. |
Общая физическая подготовка (%) |
82 |
103 |
110 |
145 |
160 |
180 |
2. |
Специальная физическая подготовка (%) |
36 |
47 |
77 |
120 |
158 |
200 |
3. |
Участие в спортивных соревнованиях (%) |
3 |
6 |
12 |
36 |
50 |
62 |
4. |
Техническая подготовка (%) |
98 |
131 |
180 |
251 |
340 |
432 |
5. |
Тактическая, теоретическая, психологическая подготовка (%) |
10 |
16 |
21 |
36 |
58 |
62 |
6. |
Инструкторская и судейская практика (%) |
- |
- |
4 |
12 |
25 |
42 |
7. |
Медицинские, медико- биологические, восстановительные мероприятия, тестирование и контроль (%) |
5 |
9 |
12 |
24 |
41 |
62 |
|
|
234 |
312 |
416 |
624 |
832 |
1040 |
Для спортивных дисциплин саньда, юнчуньцюань - весовая категория |
|||||||
1. |
Общая физическая подготовка (%) |
129 |
145 |
160 |
186 |
240 |
280 |
2. |
Специальная физическая подготовка (%) |
48 |
66 |
86 |
162 |
200 |
246 |
3. |
Участие в |
- |
- |
12 |
32 |
58 |
83 |
|
спортивных соревнованиях (%) |
|
|
|
|
|
|
4. |
Техническая подготовка (%) |
48 |
80 |
120 |
200 |
224 |
265 |
5. |
Тактическая, теоретическая, психологическая подготовка (%) |
7 |
15 |
18 |
20 |
42 |
62 |
6. |
Инструкторская и судейская практика (%) |
- |
- |
8 |
8 |
26 |
32 |
7. |
Медицинские, медико- биологические, восстановительные мероприятия, тестирование и контроль (%) |
2 |
6 |
12 |
16 |
42 |
72 |
|
|
234 |
312 |
416 |
624 |
832 |
1040 |
6.1. Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки рассчитывается на 52 недели в год.
Учебно-тренировочный процесс в организации, реализующей дополнительную образовательную программу спортивной подготовки, должен вестись в соответствии с годовым учебно-тренировочным планом (включая период самостоятельной подготовки по индивидуальным планам спортивной подготовки для обеспечения непрерывности учебно-тренировочного процесса).
При включении в учебно-тренировочный процесс самостоятельной подготовки, ее продолжительность составляет не менее 10% и не более 20% от общего количества часов, предусмотренных годовым учебно-тренировочным планом организации, реализующей дополнительную образовательную программу спортивной подготовки.
6.2. Продолжительность одного учебно-тренировочного занятия при реализации дополнительной образовательной программы спортивной подготовки устанавливается в часах и не должна превышать:
на этапе начальной подготовки – двух часов; на учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) – трех часов; на этапе совершенствования спортивного мастерства – четырех часов; на этапе высшего спортивного мастерства – четырех часов.
При проведении более одного учебно-тренировочного занятия в один день суммарная продолжительность занятий не должна составлять более восьми часов.
В часовой объем учебно-тренировочного занятия входят теоретические, практические, восстановительные, медико-биологические мероприятия, инструкторская и судейская практика.
6.3. Работа по индивидуальным планам спортивной подготовки может осуществляться на этапах совершенствования спортивного мастерства
и высшего спортивного мастерства, а также на всех этапах спортивной подготовки в период проведения учебно-тренировочных мероприятий и участия в спортивных соревнованиях.
6.4. На этапе высшего спортивного мастерства на:
повышение уровня общей и специальной физической, теоретической, технической,
тактической и психологической подготовленности, соответствующей виду спорта «ушу»; обеспечение участия в официальных спортивных соревнованиях и достижение обучающимися
высоких и стабильных спортивных результатов в условиях соревновательной деятельности; сохранение здоровья.
7. Календарный план воспитательной работы
N п/п |
Направление работы |
Мероприятия |
Сроки проведения |
|||
1. |
Профориентационная деятельность |
|
||||
1.1. |
Судейская практика |
Участие в спортивных соревнованиях различного уровня, в рамках которых предусмотрено: - практическое и теоретическое изучение и применение правил вида спорта и терминологии, принятой в виде спорта; - приобретение навыков судейства и проведения спортивных соревнований в качестве помощника спортивного судьи и (или) помощника секретаря спортивных соревнований; - приобретение навыков самостоятельного судейства спортивных соревнований; - формирование уважительного отношения к решениям спортивных судей; |
В течение года |
|||
1.2. |
Инструкторская практика |
Учебно-тренировочные занятия, в рамках которых предусмотрено: - освоение навыков организации и проведения учебнотренировочных занятий в качестве помощника тренерапреподавателя, инструктора; - составление конспекта учебно-тренировочного занятия в соответствии с поставленной задачей; - формирование навыков наставничества; - формирование сознательного отношения к учебнотренировочному и соревновательному процессам: - формирование склонности к педагогической работе; |
В течение года |
|||
2. |
Здоровьесбережение |
|
||||
2.1. |
Организация и проведение мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни |
Дни здоровья и спорта, в рамках которых предусмотрено: - формирование знаний и умений в проведении дней здоровья и спорта, спортивных фестивалей (написание положений, требований, регламентов к организации и проведению мероприятий, ведение протоколов); - подготовка пропагандистских акций по формированию здорового образа жизни средствами различных видов спорта; |
|
В течение года |
||
2.2. |
Режим питания и отдыха |
Практическая деятельность и восстановительные процессы обучающихся: - формирование навыков правильного режима дня с учетом спортивного режима (продолжительности учебнотренировочного процесса, периодов сна, отдыха, восстановительных мероприятий после тренировки, |
|
В течение года |
||
|
|
оптимальное питание, профилактика переутомления и травм, поддержка физических кондиций, знание способов закаливания и укрепления иммунитета); |
|
|||
3. |
Патриотическое воспитание обучающихся |
|||||
3.1. |
Теоретическая подготовка (воспитание патриотизма, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн), готовность к служению Отечеству, его защите на примере роли, традиций и развития вида спорта в современном обществе, легендарных спортсменов в Российской Федерации, в регионе, культура поведения болельщиков и спортсменов на соревнованиях) |
Беседы, встречи, диспуты, другие мероприятия с приглашением именитых спортсменов, тренеров и ветеранов спорта с обучающимися и иные мероприятия, определяемые организацией, реализующей дополнительную образовательную программу спортивной подготовки |
В течение года |
|||
3.2. |
Практическая подготовка (участие в физкультурных мероприятиях и спортивных соревнованиях и иных мероприятиях) |
Участие в: - физкультурных и спортивно-массовых мероприятиях, спортивных соревнованиях, в том числе в парадах, церемониях открытия (закрытия), награждения на указанных мероприятиях; - тематических физкультурно-спортивных праздниках, организуемых в том числе организацией, реализующей дополнительные образовательные программы спортивной подготовки; |
В течение года |
|||
4. |
Развитие творческого мышления |
|||||
4.1. |
Практическая подготовка (формирование умений и навыков, способствующих достижению спортивных результатов) |
Семинары, мастер-классы, показательные выступления для обучающихся, направленные на: - формирование умений и навыков, способствующих достижению спортивных результатов; - развитие навыков юных спортсменов и их мотивации к формированию культуры спортивного поведения, воспитания толерантности и взаимоуважения; - правомерное поведение болельщиков; - расширение общего кругозора юных спортсменов; |
В течение года |
|||
8. План мероприятий, направленный на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним
Этап спортивной |
Содержание мероприятия |
Сроки проведения |
Рекомендации по |
подготовки |
и его форма |
|
проведению мероприятий |
Этап начальной подготовки |
Беседы тренеров с спортсменами. Прослушивание лекций в он – лайн формате на платформе Русада. |
В течении года. Прослушивание он – лайн лекций до 30 декабря текущего года |
Активное использование современных информационных ресурсов и IT технологий |
Учебнотренировочный этап (этап спортивной специализации) |
Беседы тренеров с спортсменами. Прослушивание лекций в он – лайн формате на платформе Русада. Получение сертификатов Русады спортсменам принимающим участие в официальных спортивных мероприятиях. ... |
Прослушивание он лайн лекций до 30 декабря текущего года |
Активное использование современных информационных ресурсов и IT технологий |
Этапы совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства |
Прослушивание лекций в он – лайн формате на платформе Русада. Получение сертификатов Русады спортсменам принимающим участие в официальных спортивных мероприятиях. |
Прослушивание он лайн лекций до 30 декабря текущего года. Просмотр видео материалов из интернет – копилки ГБУ РД СШ «Халимбекаул» ... |
Активное использование современных информационных ресурсов и IT технологий |
9. Планы инструкторской и судейской практики в структуре учебнотренировочного процесса на этапах спортивной подготовки
№ п/п |
Виды спортивной подготовки и иные мероприятия |
Этапы и годы спортивной подготовки |
|||||
Этап начальной подготовки |
Учебнотренировочный этап (этап спортивной специализации) |
Этап совершенствования спортивного мастерства |
Этап высшего спортивного мастерства |
||||
До года |
Свыше года |
До трех лет |
Свыше трех лет |
||||
Для спортивных дисциплин таолу, кунгфу - традиционное ушу, юнчуньцюань - гуйдин, юнчуньцюань - гунь, юнчуньцюань - мужэньчжуан, юнчуньцюань - традиционные формы, юнчуньцюань – шуандао, ушу – саньда |
|||||||
1. |
Инструкторская и судейская практика (%) |
- |
- |
8 |
8 |
26 |
32 |
10. Планы медицинских, медико-биологических мероприятий и применения восстановительных средств
N п/п |
Виды спортивной подготовки и иные мероприятия |
Этапы и годы спортивной подготовки |
|||||
Этап начальной подготовки |
Учебнотренировочный этап (этап спортивной специализации) |
Этап совершенствования спортивного мастерства |
Этап высшего спортивного мастерства |
||||
До года |
Свыше года |
До трех лет |
Свыше трех лет |
||||
Для спортивных дисциплин таолу, кунгфу - традиционное ушу, юнчуньцюань - гуйдин, юнчуньцюань - гунь, юнчуньцюань - мужэньчжуан, юнчуньцюань - традиционные формы, юнчуньцюань – шуандао, ушу – саньда |
|||||||
1. |
Медицинские, медикобиологические, восстановительные мероприятия, тестирование и контроль (%) |
5 |
9 |
12 |
24 |
41 |
62 |
III. Система контроля
11. По итогам освоения Программы применительно к этапам спортивной подготовки лицу, проходящему спортивную подготовку (далее - обучающийся), необходимо выполнить следующие требования к результатам прохождения Программы, в том числе, к участию в спортивных соревнованиях:
11.1. На этапе начальной подготовки:
изучить основы безопасного поведения при занятиях спортом; повысить уровень физической подготовленности; овладеть основами техники вида спорта "ушу"; получить общие знания об антидопинговых правилах; соблюдать антидопинговые правила;
принимать участие в Первенстве ГБУ РД «СШ «Халимбекаул» для спортивных дисциплин, содержащих в своем наименовании слова и словосочетания "таолу", "кунгфу - традиционное ушу", "юнчуньцюань - гуйдин", "юнчуньцюань - гунь",
"юнчуньцюань - мужэньчжуан", "юнчуньцюань - традиционные формы",
"юнчуньцюань - шуандао", ушу - саньда;
ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы ОФП и СФП для зачисления и перевода на этап начальной подготовки по ушу – саньда;
получить уровень спортивной квалификации 3 юношеский разряд, необходимый для зачисления и перевода на учебно-тренировочной этап (этап спортивной специализации) для спортивных дисциплин, содержащих в своем наименовании слова и словосочетания "таолу", "кунгфу - традиционное ушу",
"юнчуньцюань - гуйдин", "юнчуньцюань - гунь", "юнчуньцюань - мужэньчжуан", "юнчуньцюань - традиционные формы", "юнчуньцюань - шуандао", «ушу- саньда».
11.2. На учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации): повышать уровень физической, технической, тактической, теоретической и психологической подготовленности;
изучить правила безопасности при занятиях видом спорта "ушу" и успешно применять их в ходе проведения учебно-тренировочных занятий и участия в спортивных соревнованиях;
соблюдать режим учебно-тренировочных занятий;
изучить основные методы саморегуляции и самоконтроля;
овладеть общими теоретическими знаниями о правилах вида спорта "ушу"; изучить антидопинговые правила;
соблюдать антидопинговые правила и не иметь их нарушений;
ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы ОФП и СФП для зачисления и перевода на учебно – тренировочные этапы по ушу – саньда;
принимать участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже уровня спортивных соревнований муниципального образования на первом, втором и третьем году и иметь 3 –й, 2-й, 1-й юношеские разряды;
принимать участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже уровня спортивных соревнований субъекта Российской Федерации, начиная с четвертого года и иметь 3 –й, 2-й, 1- й взрослые спортивные разряды; получить уровень спортивной квалификации КМС, необходимый для зачисления и перевода на этап совершенствования спортивного мастерства.
11.3. На этапе совершенствования спортивного мастерства:
повышать уровень физической, технической, тактической, теоретической и психологической подготовленности;
соблюдать режим учебно-тренировочных занятий (включая самостоятельную подготовку), спортивных мероприятий, восстановления и питания; приобрести знания и навыки оказания первой доврачебной помощи; овладеть теоретическими знаниями о правилах вида спорта "ушу"; выполнить план индивидуальной подготовки; закрепить и углубить знания антидопинговых правил; соблюдать антидопинговые правила и не иметь их нарушений;
ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы ОФП и СФП для зачисления и перевода на этапах спортивного совершенствования по ушу – саньда;
демонстрировать высокие спортивные результаты в официальных спортивных соревнованиях;
показывать результаты, соответствующие присвоению спортивного разряда
"кандидат в мастера спорта" не реже одного раза в два года;
принимать участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже уровня межрегиональных спортивных соревнований
получить уровень спортивной квалификации мастер спорта, необходимый для зачисления и перевода на этап высшего спортивного мастерства.
11.4. На этапе высшего спортивного мастерства: совершенствовать уровень общей физической и специальной физической, технической, тактической, теоретической и психологической подготовленности; соблюдать режим учебно-тренировочных занятий (включая самостоятельную подготовку), спортивных мероприятий, восстановления и питания; выполнить план индивидуальной подготовки;
знать и соблюдать антидопинговые правила, не иметь нарушений таких правил;
ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы ОФП и СФП соответствующие этапу высшего спортивного мастерства по ушу – саньда;
принимать участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже уровня всероссийских спортивных соревнований; показывать результаты, соответствующие присвоению спортивного звания "мастер спорта России" или выполнять нормы и требования, необходимые для присвоения спортивного звания "мастер спорта России международного класса" не реже одного раза в два года;
достичь результатов уровня спортивной сборной команды субъекта
Российской Федерации и (или) спортивной сборной команды Российской Федерации; демонстрировать высокие спортивные результаты в межрегиональных, всероссийских и международных официальных спортивных соревнованиях.
12. Оценка результатов освоения Программы сопровождается аттестацией обучающихся, проводимой организацией, реализующей Программу, на основе разработанных комплексов контрольных упражнений, перечня тестов и (или) вопросов по видам подготовки, не связанным с физическими нагрузками (далее - тесты), а также с учетом результатов участия обучающегося в спортивных соревнованиях и достижения им соответствующего уровня спортивной квалификации.
Для оценки освоения Программы в конце года проводится аттестация обучающихся, проводимая приемно-переводной комиссией, утвержденной приказом директора школы. На основе разработанных и утвержденных нормативов контрольных упражнений по ОФП и СФП. А также с учетом результатов участия обучающихся в спортивных соревнованиях и выполнения ими спортивных разрядов и званий:
А) ГНП – 1, 2
Б) УТГ-1, 2, 3, - 3-й – 1-й юношеские разряды
В) УТГ-4-5(1 г.об.) -3-й – 1-й взрослые разряды
Г) ГСС-КМС
Д) ГВСМ – МС; МСМК
13. Контрольные и контрольно-переводные нормативы (испытания) по видам
спортивной подготовки и уровень спортивной квалификации обучающихся по годам и этапам спортивной подготовки:
Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для зачисления и перевода на этап начальной подготовки по виду спорта «ушу»
№ п/п |
Упражнения |
Единица измерения |
Норматив до года обучения |
Норматив свыше года обучения |
|||
мальчики |
девочки |
мальчики |
девочки |
||||
1. Нормативы общей физической подготовки для спортивных дисциплин таолу, кунгфу - традиционное ушу, юнчуньцюань - гуйдин, юнчуньцюань - гунь, юнчуньцюань - мужэньчжуан, юнчуньцюань - традиционные формы, юнчуньцюань - шуандао |
|||||||
1.1. |
Бег на 30 м |
с |
не более |
не более |
|||
6,9 |
7,1 |
6,5 |
6,7 |
||||
1.2. |
Челночный бег 3x10 м |
с |
не более |
не более |
|||
12,0 |
12,2 |
11,5 |
11,7 |
||||
1.3. |
Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи) |
см |
не менее |
не менее |
|||
+1 |
+3 |
+3 |
+5 |
||||
1.4. |
Прыжок в длину с места толчком двумя ногами |
см |
не менее |
не менее |
|||
110 |
105 |
115 |
110 |
||||
2. Нормативы общей физической подготовки для спортивных дисциплин саньда, юнчуньцюань - весовая категория |
|||||||
2.1 |
Бег на 30 м |
с |
не более |
не более |
|||
6,2 |
6,4 |
5,8 |
6,0 |
||||
2.2. |
Бег на 1000 м |
мин, с |
не более |
не более |
|||
|
|
|
6.10 |
6.30 |
6.05 |
6.15 |
||
2.3. |
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу |
количество раз |
не менее |
не менее |
||||
10 |
5 |
15 |
7 |
|||||
2.4. |
Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи) |
см |
не менее |
не менее |
||||
+2 +3 |
+4 +5 |
|||||||
2.5. |
Челночный бег 3x10 м |
с |
не более |
не более |
||||
9,6 |
9,9 |
9,3 |
9,6 |
|||||
2.6. |
Прыжок в длину с места толчком двумя ногами |
см |
не менее |
не менее |
||||
130 |
120 |
140 |
130 |
|||||
3. Нормативы специальной физической подготовки для спортивных дисциплин таолу, кунгфу - традиционное ушу, юнчуньцюань - гуйдин, юнчуньцюань - гунь, юнчуньцюань - мужэньчжуан, юнчуньцюань - традиционные формы, юнчуньцюань - шуандао |
||||||||
3.1. |
Подъем ног из виса на гимнастической стенке в положение «угол» |
количество раз |
не менее |
не менее |
||||
3 |
1 |
5 |
3 |
|||||
3.2. |
Прыжки вверх из исходного положения упор присев за 1 мин |
количество раз |
не менее |
не менее |
||||
18 |
16 |
20 |
18 |
|||||
3.3. |
Двойной прыжок в длину с места |
см |
не менее |
не менее |
||||
280 |
270 |
300 |
290 |
|||||
3.4. |
Прыжки в длину на одной ноге 10 м |
с |
не более |
не более |
||||
6,2 |
6,4 |
5,8 |
6,0 |
|||||
3.5. |
Шпагат продольный (фиксация положения) |
с |
не менее |
не менее |
||||
5,0 |
7,0 |
|||||||
3.6. |
Шпагат поперечный (фиксация положения) |
с |
не менее |
не менее |
||||
5,0 |
7,0 |
|||||||
3.7. |
Исходное положение – сед, ноги вместе. Наклон вперед, колени выпрямленные (фиксация положения) |
с |
не менее |
не менее |
||||
5,0 |
7,0 |
|||||||
3.8. |
Упражнение «мост» из положения лежа на спине (расстояние от стоп до пальцев рук не более 60 см, фиксация положения) |
с |
не менее |
|||||
5,0 |
||||||||
4. Нормативы специальной физической подготовки для спортивных дисциплин саньда, юнчуньань - весовая категория |
||||||||
4.1. |
Прыжки вверх из исходного положения упор присев за 1 мин |
количество раз |
не менее |
не менее |
||||
18 |
16 |
20 |
18 |
|||||
4.2. |
Двойной прыжок в длину с места |
см |
не менее |
не менее |
||||
280 |
270 |
300 |
290 |
|||||
4.3. |
Прыжки в длину на одной ноге 10 м |
с |
не более |
не более |
||||
6,2 |
6,4 |
- |
- |
|||||
4.4. |
Подтягивание из виса на перекладине |
количество раз |
не менее |
не менее |
||||
2 |
1 |
2 |
1 |
|||||
4.5. |
Подъем ног из виса |
количество |
не менее |
не менее |
||||
|
на гимнастической стенке в положение «угол» |
раз |
3 |
1 |
5 |
3 |
||
Нормативы общей физической и специальной физической подготовки и уровень спортивной квалификации (спортивные разряды) для зачисления и перевода на учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации) по виду спорта «ушу»
№ п/п |
Упражнения |
Единица измерения |
Норматив |
|
мальчики/юноши |
девочки/девушки |
|||
1. Нормативы общей физической подготовки для спортивных дисциплин таолу, кунгфу - традиционное ушу, юнчуньцюань - гуйдин, юнчуньцюань - гунь, юнчуньцюань - мужэньчжуан, юнчуньцюань - традиционные формы, юнчуньцюань - шуандао |
||||
1.1. |
Бег на 30 м |
с |
не более |
|
6,7 |
6,8 |
|||
1.2. |
Челночный бег 3x10 м |
с |
не более |
|
9,9 |
10,0 |
|||
1.3. |
Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи) |
см |
не менее |
|
+3 |
+5 |
|||
1.4. |
Прыжок в длину с места толчком двумя ногами |
см |
не менее |
|
120 |
140 |
|||
2. Нормативы общей физической подготовки для спортивных дисциплин саньда, юнчуньцюань - весовая категория |
||||
2.1. |
Бег на 30 м |
с |
не более |
|
5,5 |
5,8 |
|||
2.2. |
Бег на 1500 м |
мин, с |
не более |
|
8.05 |
8.29 |
|||
2.3. |
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу |
количество раз |
не менее |
|
18 |
9 |
|||
2.4. |
Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи) |
см |
не менее |
|
+5 |
+6 |
|||
2.5. |
Челночный бег 3x10 м |
с |
не более |
|
8,7 |
9,1 |
|||
2.6. |
Прыжок в длину с места толчком двумя ногами |
см |
не менее |
|
160 |
145 |
|||
3. Нормативы специальной физической подготовки для спортивных дисциплин таолу, кунгфу - традиционное ушу, юнчуньцюань - гуйдин, юнчуньцюань - гунь, юнчуньцюань - мужэньчжуан, юнчуньцюань - традиционные формы, юнчуньцюань - шуандао |
||||
3.1. |
Бег на 500 м |
мин, с |
не более |
|
2.15 |
2.30 |
|||
3.2. |
Прыжки вверх из исходного положения упор присев за 1 мин |
количество раз |
не менее |
|
20 |
||||
3.3. |
Двойной прыжок в длину с места |
см |
не менее |
|
330 |
325 |
|||
3.4. |
Подтягивание из виса на перекладине |
количество раз |
не менее |
|
2 |
1 |
|||
3.5. |
Подъем ног из виса на гимнастической стенке в положение «угол» |
количество раз |
не менее |
|
7 |
5 |
|||
3.6. |
Шпагат продольный (фиксация положения) |
с |
не менее |
|
10,0 |
||||
3.7. |
Шпагат поперечный (фиксация положения) |
с |
не менее |
|
10,0 |
||||
3.8. |
Исходное положение – сед, ноги вместе. Наклон вперед, колени выпрямленные (фиксация положения) |
с |
не менее |
|
10,0 |
||||
3.9. |
Упражнение «мост» из положения лежа на спине (расстояние от стоп до пальцев рук не более 80 см, фиксация положения) |
с |
не менее |
|
5,0 |
||||
4. Нормативы специальной физической подготовки для спортивных дисциплин саньда, юнчуньцюань - весовая категория |
||||
4.1. |
Бег на 500 м |
мин, с |
не более |
|
2.15 |
2.30 |
|||
4.2. |
Двойной прыжок в длину с места |
см |
не менее |
|
330 |
325 |
|||
4.3. |
Подтягивание из виса на перекладине |
количество раз |
не менее |
|
2 |
1 |
|||
4.4. |
Подъем ног из виса на гимнастической стенке в положение «угол» |
количество раз |
не менее |
|
7 |
5 |
|||
4.5. |
Прыжки вверх из исходного положения упор присев за 1 мин |
количество раз |
не менее |
|
20 |
||||
5. Уровень спортивной квалификации (спортивные разряды) |
||||
5.1. |
Период обучения на этапе спортивной подготовки (до трех лет) |
спортивные разряды – «третий юношеский спортивный разряд», «второй юношеский спортивный разряд», «первый юношеский спортивный разряд» |
||
5.2. |
Период обучения на этапе спортивной подготовки (свыше трех лет) |
спортивные разряды – «третий спортивный разряд», «второй спортивный разряд», «первый спортивный разряд» |
Нормативы общей физической и специальной физической подготовки и уровень спортивной квалификации (спортивные разряды) для перевода и зачисления на этап совершенствования спортивного мастерства по виду спорта «ушу»
№ п/п |
Упражнения |
Единица измерения |
Норматив |
|
юноши/ мужчины |
девушки/ женщины |
|||
1. Нормативы общей физической подготовки для спортивных дисциплин таолу, кунгфу - традиционное ушу, юнчуньцюань - гуйдин, юнчуньцюань - гунь, юнчуньцюань - мужэньчжуан, юнчуньцюань - традиционные формы, юнчуньцюань - шуандао |
||||
1.1. |
Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи) |
см |
не менее |
|
+9 |
+13 |
|||
1.2. |
Челночный бег 3x10 м |
с |
не более |
|
7,9 8,2 |
||||
1.3. |
Прыжок в длину с места толчком двумя ногами |
см |
не менее |
|
180 |
165 |
|||
2. Нормативы общей физической подготовки для спортивных дисциплин саньда, |
юнчуньцюань - весовая категория |
||||
2.1. |
Бег на 30 м |
с |
не более |
|
4,7 |
5,0 |
|||
2.2. |
Бег на 2000 м |
мин, с |
не более |
|
8.10 |
10.00 |
|||
2.3. |
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу |
количество раз |
не менее |
|
36 |
15 |
|||
2.4. |
Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи) |
см |
не менее |
|
+11 |
+15 |
|||
2.5. |
Челночный бег 3x10 м |
с |
не более |
|
7,2 |
8,0 |
|||
2.6. |
Прыжок в длину с места толчком двумя ногами |
см |
не менее |
|
215 |
180 |
|||
2.7. |
Поднимание туловища из положения лежа на спине (за 1 мин) |
количество раз |
не менее |
|
49 |
43 |
|||
3. Нормативы специальной физической подготовки для спортивных дисциплин таолу, кунгфу - традиционное ушу, юнчуньцюань - гуйдин, юнчуньцюань - гунь, юнчуньцюань - мужэньчжуан, юнчуньцюань - традиционные формы, юнчуньцюань - шуандао |
||||
3.1. |
Бег на 500 м |
мин, с |
не более |
|
1,55 |
2,00 |
|||
3.2. |
Прыжки вверх из исходного положения упор присев за 1 мин |
количество раз |
не менее |
|
35 |
33 |
|||
3.3. |
Двойной прыжок в длину с места |
см |
не менее |
|
440 |
400 |
|||
3.4. |
Подтягивание из виса на перекладине |
количество раз |
не менее |
|
7 |
4 |
|||
3.5. |
Подъем ног из виса на гимнастической стенке в положение «угол» |
количество раз |
не менее |
|
12 |
10 |
|||
3.6. |
Шпагат продольный (фиксация положения) |
с |
не менее |
|
15,0 |
||||
3.7. |
Шпагат поперечный (фиксация положения) |
с |
не менее |
|
15,0 |
||||
3.8. |
Исходное положение – сед, ноги вместе. Наклон вперед, колени выпрямленные (фиксация положения) |
с |
не менее |
|
15,0 |
||||
3.9. |
Упражнение «мост» из положения лежа на спине (расстояние от стоп до пальцев рук не более 80 см, фиксация положения) |
с |
не менее |
|
5,0 |
||||
4. Нормативы специальной физической подготовки для спортивных дисциплин саньда, юнчуньцюань - весовая категория |
||||
4.1. |
Бег на 500 м |
мин, с |
не более |
|
1,55 |
2,00 |
|||
4.2. |
Двойной прыжок в длину с места |
см |
не менее |
|
440 |
400 |
|||
4.3. |
Подтягивание из виса на перекладине |
количество раз |
не менее |
|
7 |
4 |
|||
4.4. |
Подъем ног из виса на гимнастической стенке в положение «угол» |
количество раз |
не менее |
|
12 |
10 |
|||
4.5. |
Прыжки вверх из исходного положения упор присев за 1 мин |
количество раз |
не менее |
|
35 |
33 |
|||
|
5. Уровень спортивной квалификации |
|||
5.1. |
Спортивный разряд «кандидат в мастера спорта» |
Нормативы общей физической и специальной физической подготовки и уровень спортивной квалификации (спортивные звания) для перевода и зачисления на этап высшего спортивного мастерства по виду спорта «ушу»
№ п/п |
Упражнения |
Единица измерения |
Норматив |
|
юноши/ юниоры/ мужчины |
девушки/ юниорки/ женщины |
|||
1. Нормативы общей физической подготовки для спортивных дисциплин таолу, кунгфу - традиционное ушу, юнчуньцюань - гуйдин, юнчуньцюань - гунь, юнчуньцюань - мужэньчжуан, юнчуньцюань - традиционные формы, юнчуньцюань - шуандао |
||||
1.1. |
Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи) |
см |
не менее |
|
+11 |
+15 |
|||
1.2. |
Челночный бег 3x10 м |
с |
не более |
|
7,2 |
8,0 |
|||
1.3. |
Прыжок в длину с места толчком двумя ногами |
см |
не менее |
|
215 |
180 |
|||
1.4. |
Поднимание туловища из положения лежа на спине (за 1 мин) |
количество раз |
не менее |
|
49 |
43 |
|||
2. Нормативы общей физической подготовки для спортивных дисциплин саньда, юнчуньцюань - весовая категория |
||||
2.1. |
Бег на 100 м |
с |
не более |
|
13,4 |
16,0 |
|||
2.2. |
Бег на 2000 м |
мин, с |
не более |
|
- |
9.50 |
|||
2.3. |
Бег на 3000 м |
мин, с |
не более |
|
12.40 |
- |
|||
2.4. |
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу |
количество раз |
не менее |
|
42 |
16 |
|||
2.5. |
Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи) |
см |
не менее |
|
+13 |
+16 |
|||
2.6. |
Челночный бег 3x10 м |
с |
не более |
|
6,9 |
7,9 |
|||
2.7. |
Прыжок в длину с места толчком двумя ногами |
см |
не менее |
|
230 |
185 |
|||
2.8. |
Поднимание туловища из положения лежа на спине (за 1 мин) |
количество раз |
не менее |
|
50 |
44 |
|||
2.9. |
Метание спортивного снаряда весом 500 г |
м |
не менее |
|
- |
20 |
|||
2.10. |
Метание спортивного снаряда весом 700 г |
м |
не менее |
|
35 |
- |
|||
2.11. |
Кросс на 3 км (бег по пересеченной местности) |
мин, с |
не более |
|
- |
16.30 |
|||
2.12. |
Кросс на 5 км (бег по пересеченной местности) |
мин, с |
не более |
|
23.30 |
- |
|||
3. Нормативы специальной физической подготовки для спортивных дисциплин таолу, кунгфу - традиционное ушу, юнчуньцюань - гуйдин, юнчуньцюань - гунь, юнчуньцюань - мужэньчжуан, юнчуньцюань - традиционные формы, юнчуньцюань - шуандао |
||||
3.1. |
Прыжки вверх из исходного положения упор присев за 1 мин |
количество раз |
не менее |
|
42 |
37 |
|||
3.2. |
Двойной прыжок в длину с места |
см |
не менее |
|
500 |
420 |
|||
3.3. |
Подтягивание из виса на перекладине |
количество раз |
не менее |
|
15 |
5 |
|||
3.4. |
Подъем ног из виса на гимнастической стенке в положение «угол» |
количество раз |
не менее |
|
20 |
15 |
|||
3.5. |
Шпагат продольный (фиксация положения) |
с |
не менее |
|
15,0 |
||||
3.6. |
Шпагат поперечный (фиксация положения) |
с |
не менее |
|
15,0 |
||||
3.7. |
Исходное положение – сед, ноги вместе. Наклон вперед, колени выпрямленные (фиксация положения) |
с |
не менее |
|
15,0 |
||||
4. Нормативы специальной физической подготовки для спортивных дисциплин саньда, юнчуньцюань - весовая категория |
||||
4.1. |
Двойной прыжок в длину с места |
см |
не менее |
|
500 |
420 |
|||
4.2. |
Подтягивание из виса на перекладине |
количество раз |
не менее |
|
16 |
5 |
|||
4.3. |
Подъем ног из виса на гимнастической стенке в положение «угол» |
количество раз |
не менее |
|
20 |
15 |
|||
4.4. |
Прыжки вверх из исходного положения упор присев за 1 мин |
количество раз |
не менее |
|
42 |
37 |
|||
5. Уровень спортивной квалификации |
||||
5.1. |
Спортивное звание «мастер спорта России» |
IV. Рабочая программа по виду спорта (спортивной дисциплине)
14. Программный материал для учебно-тренировочных занятий по каждому этапу спортивной подготовки.
Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки рассчитывается на 52 недели в год. Учебно-тренировочный процесс в организации, реализующей дополнительную образовательную программу спортивной подготовки, должен вестись в соответствии с годовым учебно-тренировочным планом (включая период самостоятельной подготовки по индивидуальным планам спортивной подготовки для обеспечения непрерывности учебно-тренировочного процесса).
При включении в учебно-тренировочный процесс самостоятельной подготовки, ее продолжительность составляет не менее 10% и не более 20% от общего количества часов, предусмотренных годовым учебно-тренировочным планом организации, реализующей дополнительную образовательную программу спортивной подготовки.
Продолжительность одного учебно-тренировочного занятия при реализации дополнительной образовательной программы спортивной подготовки устанавливается в часах и не должна превышать:
на этапе начальной подготовки – двух часов; на учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) – трех часов; на этапе совершенствования спортивного мастерства – четырех часов; на этапе высшего спортивного мастерства – четырех часов.
При проведении более одного учебно-тренировочного занятия в один день суммарная продолжительность занятий не должна составлять более восьми часов.
В часовой объем учебно-тренировочного занятия входят теоретические, практические, восстановительные, медико-биологические мероприятия, инструкторская и судейская практика.
Работа по индивидуальным планам спортивной подготовки может осуществляться на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства, а также на всех этапах спортивной подготовки в период проведения учебно-тренировочных мероприятий и участия в спортивных соревнованиях.
15. Учебно-тематический план
Этап спортивной подготовки |
Темы по теоретической подготовке |
Объем времени в год (минут) |
Сроки проведен ия |
Краткое содержание |
Этап начальной подготовки |
Всего на этапе начальной подготовки до одного года обучения/свыше одного года обучения: |
120/180 |
|
|
|
История возникновения вида спорта и его развитие |
13/20 |
сентябрь |
Зарождение и развитие вида спорта. Автобиографии выдающихся спортсменов. Чемпионы и призеры Олимпийских игр. |
|
Физическая культура - важное средство физического развития и укрепления, здоровья человека |
13/20 |
октябрь |
Понятие о физической культуре и спорте. Формы физической культуры. Физическая культура как средство воспитания трудолюбия, организованности, воли, нравственных качеств и жизненно важных умений и навыков. |
|
Гигиенические основы физической культуры и спорта, гигиена обучающихся при занятиях физической культурой и спортом |
13/20 |
ноябрь |
Понятие о гигиене и санитарии. Уход за телом, полостью рта и зубами. Гигиенические требования к одежде и обуви. Соблюдение гигиены на спортивных объектах. |
|
Закаливание организма |
13/20 |
декабрь |
Знания и основные правила закаливания. Закаливание воздухом, водой, солнцем. Закаливание на занятиях физической культуры и спортом. |
|
Самоконтроль в процессе занятий физической культуры и спортом |
13/20 |
январь |
Ознакомление с понятием о самоконтроле при занятиях физической культурой и спортом. Дневник самоконтроля. Его формы и содержание. Понятие о травматизме. |
|
Теоретические основы обучения базовым элементам техники и тактики вида спорта |
13/20 |
май |
Понятие о технических элементах вида спорта. Теоретические знания по технике их выполнения. |
|
Теоретические основы судейства. Правила вида спорта |
14/20 |
июнь |
Понятийность. Классификация спортивных соревнований. Команды (жесты) спортивных судей. Положение о спортивном соревновании. Организационная работа по подготовке спортивных соревнований. Состав и обязанности спортивных судейских бригад. |
|
|
|
|
Обязанности и права участников спортивных соревнований. Система зачета в спортивных соревнованиях по виду спорта. |
|
Режим дня и питание обучающихся |
14/20 |
август |
Расписание учебно-тренировочного и учебного процесса. Роль питания в жизнедеятельности. Рациональное, сбалансированное питание. |
|
Оборудование и спортивный инвентарь по виду спорта |
14/20 |
ноябрь - май |
Правила эксплуатации и безопасного использования оборудования и спортивного инвентаря. |
Учебнотренировочный этап (этап спортивной специализации) |
Всего на учебнотренировочном этапе до трех лет обучения/свыше трех лет обучения: |
600/960 |
|
|
|
Роль и место физической культуры в формировании личностных качеств |
70/107 |
сентябрь |
Физическая культура и спорт как социальные феномены. Спорт - явление культурной жизни. Роль физической культуры в формировании личностных качеств человека. Воспитание волевых качеств, уверенности в собственных силах. |
|
История возникновения олимпийского движения |
70/107 |
октябрь |
Зарождение олимпийского движения. Возрождение олимпийской идеи. Международный Олимпийский комитет (МОК). |
|
Режим дня и питание обучающихся |
70/107 |
ноябрь |
Расписание учебно-тренировочного и учебного процесса. Роль питания в подготовке обучающихся к спортивным соревнованиям. Рациональное, сбалансированное питание. |
|
Физиологические основы физической культуры |
70/107 |
декабрь |
Спортивная физиология. Классификация различных видов мышечной деятельности. Физиологическая характеристика состояний организма при спортивной деятельности. Физиологические механизмы развития двигательных навыков. |
|
Учет соревновательной деятельности, самоанализ обучающегося |
70/107 |
январь |
Структура и содержание Дневника обучающегося. Классификация и типы спортивных соревнований. |
|
Теоретические основы технико-тактической подготовки. Основы техники вида спорта |
70/107 |
май |
Понятийность. Спортивная техника и тактика. Двигательные представления. Методика обучения. Метод использования слова. Значение рациональной техники в достижении высокого спортивного результата. |
|
Психологическая подготовка |
60/106 |
сентябрь - апрель |
Характеристика психологической подготовки. Общая психологическая подготовка. Базовые волевые качества личности. Системные волевые качества личности |
|
Оборудование, спортивный инвентарь и экипировка по виду спорта |
60/106 |
декабрь - май |
Классификация спортивного инвентаря и экипировки для вида спорта, подготовка к эксплуатации, уход и хранение. Подготовка инвентаря и экипировки к спортивным соревнованиям. |
|
Правила вида спорта |
60/106 |
декабрь - май |
Деление участников по возрасту и полу. Права и обязанности участников спортивных соревнований. Правила поведения при участии в спортивных соревнованиях. |
Этап совершенствован ия спортивного мастерства |
Всего на этапе совершенствовании спортивного мастерства: |
1200 |
|
|
|
Олимпийское движение. Роль и место физической культуры в обществе. Состояние современного спорта |
200 |
сентябрь |
Олимпизм как метафизика спорта. Социокультурные процессы в современной России. Влияние олимпизма, на развитие международных спортивных связей и системы спортивных соревнований, в том числе, по виду спорта. |
|
Профилактика травматизма. Перетренированность/недотр енированность |
200 |
октябрь |
Понятие травматизма. Синдром, "перетренированности". Принципы спортивной подготовки. |
|
Учет соревновательной деятельности, самоанализ обучающегося |
200 |
ноябрь |
Индивидуальный план спортивной подготовки. Ведение Дневника обучающегося. Классификация и типы спортивных соревнований. Понятия анализа, самоанализа учебнотренировочной и соревновательной деятельности. |
|
Психологическая подготовка |
200 |
декабрь |
Характеристика психологической подготовки. Общая психологическая подготовка. Базовые волевые качества личности. Системные волевые качества личности. Классификация средств и методов психологической подготовки обучающихся. |
|
Подготовка обучающегося как многокомпонентный процесс |
200 |
январь |
Современные тенденции совершенствования системы спортивной тренировки. Спортивные результаты - специфический и интегральный продукт соревновательной деятельности. Система спортивных соревнований. Система спортивной тренировки. |
|
|
|
|
Основные направления спортивной тренировки. |
|
Спортивные соревнования как функциональное и структурное ядро спорта |
200 |
февраль - май |
Основные функции и особенности спортивных соревнований. Общая структура спортивных соревнований. Судейство спортивных соревнований. Спортивные результаты. Классификация спортивных достижений. |
|
Восстановительные средства и мероприятия |
в переходный период спортивной подготовки |
Педагогические средства восстановления: рациональное построение учебно-тренировочных занятий; рациональное чередование тренировочных нагрузок различной направленности; организация активного отдыха. Психологические средства восстановления: аутогенная тренировка; психорегулирующие воздействия; дыхательная гимнастика. Медико-биологические средства восстановления: питание; гигиенические и физиотерапевтические процедуры; баня; массаж; витамины. Особенности применения восстановительных средств. |
|
Этап высшего спортивного мастерства |
Всего на этапе высшего спортивного мастерства: |
600 |
|
|
|
Физическое, патриотическое, нравственное, правовое и эстетическое воспитание в спорте. Их роль и содержание в спортивной деятельности |
120 |
сентябрь |
Задачи, содержание и пути патриотического, нравственного, правового и эстетического воспитания на занятиях в сфере физической культуры и спорта. Патриотическое и нравственное воспитание. Правовое воспитание. Эстетическое воспитание. |
|
Социальные функции спорта |
120 |
октябрь |
Специфические социальные функции спорта (эталонная и эвристическая). Общие социальные функции спорта (воспитательная, оздоровительная, эстетическая функции). Функция социальной интеграции и социализации личности. |
|
Учет соревновательной деятельности, самоанализ обучающегося |
120 |
ноябрь |
Индивидуальный план спортивной подготовки. Ведение Дневника обучающегося. Классификация и типы спортивных соревнований. Понятия анализа, самоанализа учебнотренировочной и соревновательной деятельности. |
|
Подготовка обучающегося как многокомпонентный |
120 |
декабрь |
Современные тенденции совершенствования системы |
|
процесс |
|
|
спортивной тренировки. Спортивные результаты - специфический и интегральный продукт соревновательной деятельности. Система спортивных соревнований. Система спортивной тренировки. Основные направления спортивной тренировки. |
|
Спортивные соревнования как функциональное и структурное ядро спорта |
120 |
май |
Основные функции и особенности спортивных соревнований. Общая структура спортивных соревнований. Судейство спортивных соревнований. Спортивные результаты. Классификация спортивных достижений. Сравнительная характеристика некоторых видов спорта, различающихся по результатам соревновательной деятельности |
|
Восстановительные средства и мероприятия |
в переходный период спортивной подготовки |
Педагогические средства восстановления: рациональное построение учебно-тренировочных занятий; рациональное чередование тренировочных нагрузок различной направленности; организация активного отдыха. Психологические средства восстановления: аутогенная тренировка; психорегулирующие воздействия; дыхательная гимнастика. Медико-биологические средства восстановления: питание; гигиенические и физиотерапевтические процедуры; баня; массаж; витамины. Особенности применения различных восстановительных средств. Организация восстановительных мероприятий в условиях учебнотренировочных, мероприятий |
V. Особенности осуществления спортивной подготовки по отдельным спортивным дисциплинам
16. Особенности осуществления спортивной подготовки по отдельным спортивным дисциплинам вида спорта «ушу», содержащих в своем наименовании слова и словосочетания «кунгфу – традиционное ушу» (далее – кунгфу - традиционное ушу), «таолу» (далее – таолу), «саньда» (далее – саньда), «юнчуньцюань – весовая категория» (далее – юнчуньцюань - весовая категория),
«юнчуньцюань - гуйдин» (далее – юнчуньцюань - гуйдин), «юнчуньцюань - гунь» (далее – юнчуньцюань - гунь), «юнчуньцюань - мужэньчжуан»
(далее – юнчуньцюань - мужэньчжуан), «юнчуньцюань - традиционные формы» (далее –
юнчуньцюань - традиционные формы), «юнчуньцюань - шуандао» (далее – юнчуньцюань - шуандао), основаны на особенностях вида спорта «ушу» и его спортивных дисциплин. Реализация дополнительных образовательных программ спортивной подготовки проводится с учетом этапа спортивной подготовки и спортивных дисциплин вида спорта «ушу», по которым осуществляется спортивная подготовка.
Особенности осуществления спортивной подготовки по спортивным дисциплинам вида спорта «ушу» учитываются организациями, реализующими дополнительные образовательные программы спортивной подготовки,
при формировании дополнительных образовательных программ спортивной подготовки, в том числе годового учебно-тренировочного плана.
Для зачисления на этап спортивной подготовки лицо, желающее пройти спортивную подготовку, должно достичь установленного возраста в календарный год зачисления на соответствующий этап спортивной подготовки.
Возраст обучающихся на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства не ограничивается при условии вхождения их в список кандидатов в спортивную сборную команду субъекта Российской Федерации по виду спорта «ушу» и участия
в официальных спортивных соревнованиях по виду спорта «ушу» не ниже уровня всероссийских спортивных соревнований.
В зависимости от условий и организации учебно-тренировочных занятий, а также условий проведения спортивных соревнований подготовка обучающихся осуществляется на основе обязательного соблюдения требований безопасности, учитывающих особенности осуществления спортивной подготовки по спортивным дисциплинам вида спорта «ушу».
VI. Условия реализации дополнительной образовательной программы спортивной подготовки
17. Материально-технические условия реализации Программы
Требования к материально-техническим условиям реализации этапов спортивной подготовки предусматривают (в том числе на основании договоров, заключенных в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, существенным условием которых является право пользования соответствующей материально-технической базой и (или) объектом инфраструктуры):
наличие тренировочного спортивного зала; наличие тренажерного зала; наличие раздевалок, душевых;
наличие медицинского пункта, оборудованного в соответствии с приказом Минздрава России от 23.10.2020 № 1144н «Об утверждении порядка организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой
и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)» и форм медицинских заключений о допуске к участию физкультурных и спортивных мероприятиях» (зарегистрирован Минюстом России 03.12.2020, регистрационный №
61238)1;
обеспечение оборудованием и спортивным инвентарем, необходимыми
для прохождения спортивной подготовки обеспечение спортивной экипировкой
обеспечение обучающихся проездом к месту проведения спортивных мероприятий и обратно; обеспечение обучающихся питанием и проживанием в период проведения спортивных мероприятий; медицинское обеспечение обучающихся, в том числе организацию систематического
медицинского контроля.
17.1. К иным условиям реализации дополнительной образовательной программы спортивной подготовки относятся трудоемкость дополнительной образовательной программы спортивной подготовки (объемы времени на ее реализацию) с обеспечением непрерывности учебно-тренировочного процесса, а также порядок и сроки формирования учебно-тренировочных групп.
Обеспечение оборудованием и спортивным инвентарем, необходимыми
для прохождения спортивной подготовки
№ п/п |
Наименование оборудования и спортивного инвентаря |
Единица измерения |
Количество изделий |
Для спортивных дисциплин таолу, кунгфу - традиционное ушу, юнчуньцюань - гуйдин, юнчуньцюань - гунь, юнчуньцюань - мужэньчжуан, юнчуньцюань - традиционные формы, юнчуньцюань - шуандао |
|||
1. |
Ковер для ушу (комплект с подложкой) |
штук |
1 |
2. |
Манекен Вин Чун (мужэньчжуан) |
штук |
1 |
Для спортивных дисциплин саньда, юнчуньцюань - весовая категория |
|||
3. |
Мешок боксерский |
штук |
3 |
4. |
Напольное покрытие татами или помост |
штук |
1 |
5. |
Лапа боксерская |
штук |
10 |
Спортивный инвентарь, передаваемый в индивидуальное пользование |
||||||||||
Наименование |
Единица измерен ия |
Расчетная единица |
Этапы спортивной подготовки |
|||||||
Этап начальной подготовки |
Учебнотренировочный этап (этап спортивной специализации) |
Этап совершенствования спортивного мастерства |
Этап высшего спортивного мастерства |
|||||||